Оно было создано русскими мыслителями для утверждения России, русской истории и русской культуры как самостоятельного мирового полюса. Россия слишком большая и сложная, для европейской страны и европейский взгляд, ничего толком про нее не объясняет.
Так, или примерно так, рассуждали евразийцы, задумав переосмыслить смысл России на качественно новом уровне.
И надо представлять, в каких условиях решалась эта амбициозная задача. В науке и умах населения тотально господствовал евроцентризм - фундаментальный и агрессивный. Сбить этот фокус можно было только резким и радикальным поворотом. Так евразийство развернуло внимание публики на Восток.
Азия, заявленная как вектор нашего развития, шокировала и возмущали евроориентированных граждан, но заставила понять, что мир сложней, чем принято думать.
...Отдельно стоит упомянуть принципиальное для евразийсцев историческое значение православия как духовной основы русского народа и Церкви как политической структуры. Пиком же этих поисков, стала серия романов Дмитрия Балашева «Государи московские», в которых автор, опираясь на теорию евразийства, развернул красочную и убедительную историю становления Русского царства. При этом, он избежал «ордынофилии» (в чем некоторые подозревали евразийцев), сумев развести политические и культурные процессы русско-татарских отношений. Теория евразийства была доказана - если теория выливается в конкретный продукт, она рабочая.
И, казалось бы, чего еще желать: авторы евразийства - помещик Савицкий, князь Трубецкой, ученый Гумилев (сын паладина Гумилева!) - как нельзя более респектабельны, теория своя, русская, теория перспективная. Все было подготовленно судьбой и предками, чтобы евразийство стало оружием русских правых сил в борьбе с либералами и необольшевиками. Но нет. Правые отвергли евразийство. Ради привычного опиума европейничинья. Евразийство оказалось не по размеру правым, смотревшим в Европу с школярским усердием.
Брошенное евразийство было быстро подобрано левыми и дугинистами. Быстро очистив теорию от всего русского и приправив ее европейским шлаком, типа «традиционализма», они начали ловко ей спекулировать, проповедуя интернационализм и антихристианство.
... современное «евразийство» действительно переварено в горшках западной философии.
Словом, русские правые оказались в дураках. Но это полбеды. Беда в том, что в дураках мы оказались в самый напряженный момент новейшей истории - открытое военное столкновение с Западом, ползучая ресоветизация и натиск исламского радикализма.
И никак нельзя было найти ничего более остроумного, как истерично накинуться на евразийство, призывая не падать европейским духом. «Мы теперь настоящая Европа», «война не с Европой, война с Западом», «Рим/Византия тоже Европа» и т.д. и т.п., поток беспомощных речекряков призванный засвидетельствовать верность Маме-Европе, выглядит уже просто неприлично. Но, те из правых, кто бросился поднимать упавшие европейские знамена, нимало не смущаются тем, что выглядят дешевыми «патриотами Заграницы», не хуже либералов.
И вот сейчас мы приближаемся к главному. Европейский выбор русских правых, это не только желание постсоветских людей прикоснуться к комфортной европейской жизни. И даже не поиск новых возможностей, нет.
Главный мотиватор наших «европейцев» это экзистенциальный ужас остаться наедине со своей пустотой.
Европейский выбор всегда был, есть и будет соглашение с постоянным первенством Европы и отсталостью России. Борцы с «азиатчиной» мало того, что неустанно надувают воздушный замок великолепия Европы, они считают субъектность русских возможной только в рамках европейского мира. И, сам по себе, наш евролюб пуст и бессмысленен, он живет благодаря тому, что есть Европа. Поэтому Азия, реальная или мнимая, пугает их не ваххабизмом или тиранией, она пугает их необходимостью поклонения ей.
Адепты культа Европы реально представляют, что, прикоснувшись к евразийству, будут вынуждены начать отправлять культ Азии, так же самозабвенно.
Сеть