Грубое, невежественное общество с грубыми нравами. Блудниц заживо побивали камнями. Кровная месть была одобряемой всеми нормой.
Полное отсутствие просвещения, медицины, науки и современного производства. Допотопное сельское хозяйство. Регулярные засухи и голод. Отсутствие полноценных коммуникаций.
В тех условиях перед первыми христианами стояла особая задача.
Нужно было показать полудикому обществу примеры иного типа нравственности. Поразить его личным примером.
Без аскезы, без аскетической составляющей сделать это было невозможно. Оттого-то в былые века Христианство демонстрировало обществу целый сонм святых и подвижников благочестия. Такой был запрос у общества - и Христианство посильно ответило на него.
На людей производило неизгладимое впечатление, что подвижник носит тяжелые вериги, живет в пустыне, питаясь одними насекомыми или неподвижно стоит на высоком камне многие месяцы, беспрерывно творя молитву Иисусову. К такому шли за советом и утешением. И его подвиг вдохновлял полуголодное общество легче переносить тяготы жизни.
Именно в подвиге богоугождения состояла задача христиан той эпохи и тех условий жизни. «Отдай кровь и прими дух» - известная аскетическая святоотеческая формулировка. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» - пишет апостол Павел (Евр.12:4).
В современном обществе задачи совсем другие. Нет миллионов полунищих необразованных крестьян, которые жизненно нуждаются в примере подвижнического подвига. Большинству современных образованных людей не требуется пример былого подвизания до крови. Попытка повторения такого подвига лично им ничего не даст, но выключит гражданина из современного производства. Стоящего на камне подвижника сочтут, скорее, фриком. Никого он не вдохновит. И пример его тяжко страждущих не утешит. Всему свое время. Но Церковь не хочет понять эту простую истину.
Да, к современному подвижнику по прежнему будет притекать толпа необразованных бабок. Тех самых, которые при мне, служащему в храме, орали на девушек, входящих на территорию храма через распахнутые для прохода прихожан врата, что, мол, это только для священников. Бабки были настолько тупы, что спутали врата ограды и царские врата алтаря. Вот таким точно нужен христианский подвижник. Именно они, тупые бабки, и составляли раньше основу христианского сообщества.
Но, полагаю, таких бабок будет все меньше.
И задачи индивидуального подвижничества более не требуется. Призывать сейчас к таким подвигам это безумие.
Потому что сейчас от Христианства требуется совсем другое. Участие в развитии, науке и просвещении.
Сохранение уровня культуры среди всеобщего эгоизма и пофигизма.
Церковь должна быть как минимум "точкой сборки" для приверженцев традиционных ценностей и норм морали. Потому что в обществе не наблюдается другого актора, готового противостоять засилью идущих с Запада чуждых и разрушительных моральных норм.
Справится ли она с этой задачей? Бог весть.
У христиан последние два тысячелетия было принято рассматривать свои задачи в отрыве от общественных условий. От вызовов, которые стояли перед государством и христианским сообществом. Сейчас сосредотачиваться лишь на личном спасении - проявление такого же эгоизма, как и все более распространяющаяся "новая этика". Подвижническое стояние на камнях тут ничего не изменит.
Чуть не забыл. Апория "стань сам лучше, и тем самым улучши мир", как я недавно доказал, не работает.