Разоблачения 37 года имели совершенно иную природу. Если верить признаниям Вячеслава Молотова в личных беседах (они были записаны на диктофон и расшифрованы, самое интересное я цитировал), в советском обществе происходило усреднение, когда избавились от тех, кто мог стать коллаборационистами в будущей войне. Устраняли как правых, так и левых "уклонистов".
Таким образом общество достигало необходимой монолитности. Жестоко, но действенно. Можно ли было по другому? Не знаю. Знаю лишь, что победителей не судят.
Тогдашняя власть выбрала путь перестраховки. В Системе, основанной на Выживании люди не имеют особой ценности. Это ресурс, расходный материал (это не распространяется на общественное мнение: к нему власть относится очень серьезно, постоянно принимая в расчет).
Понять и принять эти материи нашим людям мешает глубинное западничество. В данном случае проявляющееся в гуманизме. Тот, кто осуждает "сталинские репрессии", в глубине души Запад так и не изжил.
Гуманизм есть скрытое западничество. Вам не отвертеться.
Хоть я и не историк, но предполагаю, что после голода 1931 года и насильственной коллективизации, противников советской власти было очень много: колхозный уклад потрясал своей неэффективностью и даже противоестественностью.
Был риск, что немцев встретят как освободителей. Тем более, что именно на это они и стали делать упор в военной пропаганде: "мы пришли, чтобы помочь вам избавиться от большевиков. Мы на вашей стороне". Западников и тогда было очень много, в том числе и весьма откровенных, и в высших эшелонах власти. Достаточно прочитать воспоминания итальянского режиссёра Курцио Малапарте, побывавшего в России в 1929 году (
https://vk.com/wall31873820_104066).
Поэтому властью ставилась также задача предельно запугать общество. Эта задача была достигнута. Тем самым общество стало более сплочённым перед войной. Настроения в обществе изменились в нужную сторону.
Сейчас таких задач нет. Запугивание если и было, то очень точечное, изящное, использующее принципы широкого распространения информации через Интернет: ни к сему сажать сотнями и тысячами, достаточно одного примерно наказать, как тысячи убирают украинские флажки с аватарок и закрывают рты. Сталин бы в этой ситуации всем вырубил Интернет.
Сейчас мы видим просто избавление власти от неугодных чиновников, попавших в громкий скандал. Тем самым их истории бросают тень на власть, трон начинает колебаться, поэтому неугодных тут же репрессируют. Примерно так ящерица оставляет врагу свой хвост. При этом оставаясь той же ящерицей.
Таким образом, в первом случае имел место общественный процесс для выживания всего общества в войне.
Во втором - выживание власти, конкретной элитной группы, не имеющей достаточной легитимности после 1991 года.
Нынешняя власть всячески пытается "выкрутить" эту легитимность, например, используя память о победе в Великой Отечественной - как бы примазываясь к победителям. Но пока мало что получается. Все хорошо помнят и крышевание финансовых пирамид, и приватизацию 90-х, откровенное кумовство как чиновников, так и самого Путина, и многое другое.