О возврате к советской системе образования

Apr 20, 2024 18:51




Система ценностей, устройство общества по сравнению с СССР кардинально изменились. В то время человек был никто, рядовой строитель коммунизма, винтик в общем механизме. Его личность, его "я" были задавлены высшими ценностями. Человеку говорили, и он покорно слушался, понимая, что он - никто. Утешали себя тем, что "начальству виднее" и "плетью обуха не перешибёшь".

Мнение родителей, касающееся процесса обучения ребенка никого не интересовало. Его можно было высказать в частном порядке, учителю. Да и то этим не злоупотребляли: учитель воспринимался как всемогущий начальник. Вся система, сверху донизу, была пронизана отношениями "начальник - подчиненный". И учитель в этой иерархии был выше родителей.

Максимум, что мог позволить себе родитель в СССР - деликатно поинтересоваться, почему была поставлена низкая оценка. И на родительских собраниях учитель почти всегда разговаривал с родителями суровым, начальственным тоном.

Потому что он нес ответственность за учеников. Но при этом имел над ними абсолютную власть. Например, мог оставить на второй год. Мог настоять на исключении из школы.

Не бывает власти без ответственности. Не бывает ответственности без власти.

В той культуре строгих учителей уважали. Самолично помню, какой восторг вызвала у нашего класса невозможно строгая учительница по физике. Девочки чуть не плакали, когда ее перевели в старший, выпускной класс. Все понимали, что мы, ученики, ленивое и наглое быдло, и нас надо безжалостно заставлять и постоянно с нас требовать.
Мы смирялись, когда наказывали за дело.

Мы морально были готовы к этому. Мы хотели этого. Мы знали, что знания вбиваются. Палочным методом. И нам это нравилось.

Сейчас власти на всех уровнях показательно прислушиваются к мнению родителей. Прежней иерархии нет, и родители стоят выше учителя.
В результате возникает ситуация, когда «каждый суслик в поле агроном».

При этом от родителей идут бесконечные указания, как надо учить детей, жалуются чиновникам по любому поводу, а вот былых требований к собственным обязанностям и ответственности ребенка отсутствуют. На родительских собраниях ругают учителя, а не родителей. На учителя возложили ответственность, но власти у него нет.

Система перекошена, она работает только в одну сторону.

Изменилось все кардинально. Даже хороший педсостав и самые лучшие учебники не помогут при такой системе ценностей и общественных отношений. Требовательный учитель не задержится на своем месте. На него нажалуются, замучают проверками и он будет вынужден уволиться.

Потому что требование трудиться в нынешней системе ценностей воспринимается как противоестественное. Доминируют удовольствия, расслабуха. Именно это отправная точка оценки преподавания. Это отправная точка всей нашей жизни.

Вульгарная психология тут же подстроилась под новые веяния. Пишут, что "надо принимать ребенка так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл - друг, с пятёркой пришел - друг..." Упаси Бог теперь ругать за неуспеваемость! Еще нанесешь травму! Надо всегда гладить по головушке...

Для того, чтобы вернуть советское образование, придется возвращать всю социалистическую систему, включая цель построения коммунизма и руководящую роль КПСС, а это невозможно.

"Никогда не бывает так, как было." Система сыграла свою историческую роль и навеки ушла.

Мы сами всего этого хотели. Считали, что этого достойны.
Шекспир пишет, "нет виноватых". Но тогда нет и правых.

За Сталина!, педагогика, либерализм

Previous post Next post
Up