Изначально суть развития была в уменьшении затрат энергии для выживания. Именно по этому пути и шла эволюция миллионы лет. Можно очень условно утверждать, что так и было задумано.
Однако в случае искусственного создания новых видов удовольствий мы видим своего рода "надстройку" над обычным, кондовым и сермяжным развитием: для большего удовольствия требуется больше энергии. Создание нового становится самоцелью. С затраченной энергией не считаются.
Новое почти всегда доставляет больше удовольствия.
Именно поэтому оно признается лучшим, чем старое. Оно, как минимум, "приятно для глаз и вожделенно", ну, и дальше по библейскому тексту.
Что может быть очевиднее кайфа?
Достаточно принять это за аксиому, и всё становится понятным.
В этом корень нашей веры в прогресс как высшую ценность.
Однако есть одно "но". Всё это работает в том случае, если аксиомой является, что смысл жизни в удовольствии. Это и есть высший смысл. Ничего выше нет.
Итак, логическая цепочка следующая. Жизнь_как_удовольствие обусловливает нашу веру в то, что новое лучше.
Но есть и более глубокий смысловой ряд. И здесь начинается самое интересное.
Такой постулат возможен только в случае, если Бог признается отсутствующим (несуществующим).
Если нет Бога, то есть нет и загробного воздаяния, тогда жизнь становится одномерной.
Ничего, кроме удовольствия, нам не остаётся. Какие есть варианты?
Таким образом получаем, что вера в прогресс является антиподом веры в Бога. То есть прогресс является тем божеством, которому всё поклоняются.
Спорить со сторонниками этой веры невозможно. Нечего противопоставить в ответ. Потому что попадаешь в идиотскую ситуацию опровержения очевидного. Новое есть? Есть. Удовольствия стало больше? Так точно.
Что можно противопоставить? Весьма сомнительное утверждение о существовании Бога? В Библии сказано, "Бога не видел никто никогда".
Когда человек начал жить ради удовольствия, то он совершил грехопадение. Историю с Адамом и Евой можно толковать и так, что змей подсунул перволюдям иное понимание смысла жизни и божества. "Божественное удовольствие". "Oh, my God!", восклицает англосакс при оргазме.
Нарушив запрет "станете как боги" - что обещал змей.
Адам "познал" Еву, то есть занялся с ней сексом не во имя только продолжения рода (как было заповедано всем живым существам в Эдеме), а ради удовольствия как такового. За что оба и были наказаны.
Такая трактовка дополнительно подтверждается и тем, что после вкушения запретного плода Адам и Ева поняли, что наги и сшили себе некое подобие одежды. Однако они прикрыли только гениталии - ту самую наготу, которая связана с сексом. На вопрос Бога они отвечают, что им стало стыдно. Звери не ведают такого стыда.
В традиционной культуре удовольствие, если оно не связано с какими-то конструктивными вещами, рассматривалось как грех. В случае секса - когда сексом занимались не ради продолжения рода, а ради одного только кайфа.
Звери ведь не совершали грехопадения, они вообще вне проблематики "добра и зла", однако удовольствие все же получают. Следовательно, оно не было придумано людьми (обретено в результате грехопадения) и само по себе не есть грех.
Библия вовсе не отрицает удовольствие как таковое. Она лишь гнушается "чистым удовольствием", когда оно только ради самого удовольствия. Когда противоречит развитию, то есть требует больше энергии, чем нужно.
Речь идет об опасении, что удовольствие вытеснит Бога, трансформирует систему ценностей и станет смыслом жизни.
Индикатором этого процесса и стала любовь к новизне.