Школа должна давать детям самый общий, правильный взгляд на вещи.
Этот взгляд должен основываться на мифе (я расписывал подробно). Коротко - что Россия всегда была права, во всех моментах истории.
Для младенца важны примеры любви родителей.
Для школьника важны примеры, за что можно любить Россию.
Потом будет период подросткового отрицания, когда ребёнок знает всё лучше всех. Но, Бог даст, человек вернётся к правильным ценностям.
То, что изучили в школе, намертво вбивается в подкорку, идёт в самое сердце. За последние 5 лет в споре не раз слышал от собеседников: "Но это невозможно! Ведь нас в школе учили..." При этом ясно, что школа воспринималась как непререкаемый авторитет. Изученное в школе стало основой нарциссического равновесия собеседника, его веры в себя. Упрощённо, это выглядит так: "Если меня в школе обманули, то я плохой. Жизнь не удалась".
"Архипелаг" основан на лживом и деструктивном гуманистическом мифе: "Ах, как нехорошо мучить людей!" Там нет правильных обобщений. Логическая цепочка, почему нашей Системе понадобились репрессии, слишком длинна. Её до сих пор не смогло усвоить общество, создавая все новые мифы на сей счет. Что вынесет ребёнок, прочитав роман? "Раз у нас такое было, то Россия неправа. И вообще она плохая".
Те, кто ратует за изучение в школе таких произведений, основывается на утопическом просвещенческом мифе. "Если знание есть благо, то большее знание есть большее благо". При этом не учитывают 2 принципиальных момента:
1. Люди живут не знанием, а мифами. Любое знание построено на мифе, даже научное.
2. Чтобы понять сложные исторические явления, нужно не просто знание, а ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАНИЕ. Доступное только для узких специалистов. Обыватель такого уровня не достигнет никогда. Нужно грызть гранит науки десятилетиями. Следует напомнить, что и сам Солженицвн был полуучкой. Тему подробно раскрыл историк И. Фроянов (
https://vk.com/wall31873820_94085).
Надеясь просветить школьника некоей "полнотой истины", ему подсовывают точно такое же полузнание. Оно опасно тем, что формирует самоуверенность и гордыню. Полузнайке трудно сохранить любовь.
Миф, рождённый европейским Просвещением - один из самых вредных и разрушительных. Потому что он извращенно понимает природу человека. Якобы это разумное существо.
Человек не живёт разумом и знаниями!
Ему нужны прежде всего удовольствия и счастье.
Поэтому мифы для него важней.