Обломов и Штольц

Nov 20, 2023 20:18




Человек из Системы Выживания стремится к покою, к ровной, размеренной, но и хорошей жизни, потому что эта Система проявляет активность лишь в случае угрозы. Примером крайнего проявления такого стремления является образ Обломова. Но это именно крайность - в идеале, человек должен как-то действовать, стремиться делать, но обязательно спокойное и равномерное, как раньше. Например, сеять хлеб, как его предки, или ходить на какую-то работу. Где его будут ценить.

Это стремление к покою основано на том, что второе состояние - кипучая активность - реализуется обычно как состояние нестабильное, неестественное. Ответ на вызов, причём значительный. То есть на что-то неприятное и чаще всего опасное. Так было целую тысячу лет. Наша Система и наш менталитет сформировались как результат ответов на вызовы. Они были всегда. Вон сейчас какие.

Поэтому наш человек и дорожит спокойной, стабильной, размеренной жизнью. Она ценится им, и воспринимается как норма, то есть отсутствие плохой.
Потому что "спокойствие <-> вынужденная активность" идут в одной связке. Составляют единую логику существования Системы, основанной на Выживании.

Образ Штольца гротескный, преувеличенный. Ему не нужно спокойное, размеренное существование. Он ДОБИВАЕТСЯ. Для него идеал жизни - кипучая деятельность, постоянное напряжение, бурная активность. То есть исходное основание другое. Ему это нравится, и у него, в общем, получается. Один сплошной успех.

Что мы имеем. В одном случае - стремление к покою, стабильности, отсутствие заметных проблем. На которые приходится реагировать.
Поэтому наш человек терпит проблему до последнего. Пока не припечёт.

Во втором - стремление улучшить свою жизнь, преобразовать окружающий мир таким образом, чтобы в нём лучше жилось. То есть комфортнее, более приятно и обеспеченно.

Ради чего? Ради БОЛЬШЕГО УДОВОЛЬСТВИЯ.

Вот чего хочет западный человек. В ходе своего исторического существования европеец пожертвовал покоем и стабильностью во имя более высокого качества жизни и бОльших комфорта и удовольствий.
В связи с этим он включился в порочный круг погони за любыми доступными удовольствиями, неограниченной свободой в достижении их, и стал законченным эгоистом, живущим только ради себя. А потом, не зная удержу, ударился во всевозможные, саморазрушительные извращения. Но мы не о том.

Наш человек довольствуется теми удовольствиями, которые есть. Он не любит жертвовать спокойствием ради развития. Да, ему хочется большего. Он завидует тем, у кого больше удовольствий и комфорта. Но становиться ради этого Штольцем ему не хочется. Да и возможности нет. История шла по другому. Он стал тем, что есть. Для него Штольц - это патология. Чего так напрягаться?

Повторяю: это потому, что есть два полярных состояния Системы: расслабленно-спокойное и деятельное, отвечающее на экстренный вызов. Промежуточных ступеней нет. Нет такого состояния, когда ПОСТОЯННО ДОБИВАЮТСЯ.

Конечно, такие люди, эти самые Штольцы, у нас тоже есть. Но они действуют вопреки Системе, её базовых свойств, и потому чувствуют ее постоянное противодействие. Воспринимаются как выскочки. "Тебе что, больше всех надо?" "Ты самый умный?" В идеале, надо быть таким, как все.
Японский опыт показывает, что эта, по виду реакционная максима отлично совместима с развитием.

Отступив, замечу. Для русского человека спокойствие, стабильность - это норма. Печка, от которой пляшет. Базис менталитета. Для европейца норма - постоянная активность. Именно поэтому понятия из западных социальных наук к нам неприменимы. Например, "выученная беспомощность". Или "пассивная агрессия". Для последней у нас есть более подходящее - "саботаж".

"Спокойствие <-> вынужденная активность" - базовая система координат человека из Системы Выживания. Всё к ней сводится. Он всё мерит на этот аршин. Для русского, Штольц ведёт себя так, будто находится во втором, активно-тревожном состоянии. Но ведь вызова, на который следует отвечать, не наблюдается. Какой смысл? Где стимул?

Видимо, Штольцу не повезло с характером. Он неправильный, не хороший. Эгоистичный, высокомерный, самовлюбленный... Считает себя пупом Земли. Так жить нельзя. Это не только противоестественно, но даже и нескромно.

И тут наш человек выдумывает ход конём. Он препоручает Штольцу быть единственным создателем, преобразовывать мир. Пусть он напрягается, коль так хочется. А сам собирается пользоваться плодами этого преобразования, то есть прийти на всё готовенькое. Всегда можно либо заимствовать готовенькое, либо купить. Эта метода позволяет вести прежнюю, спокойную, расслабленную жизнь. Бинго! Это и есть содержание нашей истории, начиная с Петра.

Но вот что не было учтено. Эта метода вынуждает русского внимательно следить за Шольцем, слушать и даже слушаться его, внимать ему, сопереживать за него и его успехами. Он начинает жить не своей жизнью, а чужой. Свою же он перестаёт ценить совершенно. Она неинтересна - в ней не происходит того, что потом позволит взять себе приятные ништяки. Она неправильная. Правильная только у Штольца, но куда нам до него!
Поэтому пока сосредотачиваемся на заимствованиях.

Обломов очень хорошо устроился, но вот беда - не осмысляет всё происходящее на уровне широких обобщений. Он не понимает, что, живя чужой жизнью, он теряет себя. Становится ни рыба, ни мясо. Ведь Штольцем он так и не стал, а свою русскость, бесценные родные качества утрачивает всё более и более. Не хватило способностей совместить.

Начинают происходить изменения в менталитете, возможно, необратимые.
Развитие воспринимается не как самостоятельное создание нового, основанное на ключевых, полезных особенностях русского человека, его характера и его жизни. Теперь под развитием понимается лишь заимствование нового, созданного на Западе. Этот разрушительный процесс я описывал подробно. Россия втягивается в него всё более и более. Даже отрицая Запад, Обломов остаётся прозападным.

Жизнь должна быть целостная. Нельзя полностью сосредотачиваться на чужой и ценить её выше, чем свою. Но Система предоставляет русскому лишь два варианта: либо полное замыкание в себе, отсекание всего нового, патриотическая автаркия. Либо открытость, разрушение своего и постоянная гонка за лидером. Тем более, что лидер жаден и весьма агрессивен. Вечно норовит себе что-то урвать. Ведь живёт ради всё большего комфорта и удовольствий. Других ценностей, считай, и нет.

И чем глубже Обломов включается в жизнь Штольца, чем больше живёт чужими ценностями, тем меньше ему хочется напрягаться в своей. Тем больше хочется заимствовать да заимствовать. Он как бы втягивается в этот порочный круг заимствования, не замечая, как при этом всё больше и больше напрягается.

Получается парадоксальная вещь: не желая напрягаться в повседневной жизни, включаться в деятельность по созданию новых ништяков, комфорта и удовольствий, русский человек предпочитает всё больше напрягаться ради всё новых заимствований, ради самого процесса копирования.

Тем более, что по ходу прогресса, это становится всё труднее и труднее. А иногда и невозможно. Попробуй, заимствуй технологию ЧИПов в 7 НМ! Её надо было начинать 40 лет назад, развивая ту самую постоянную кипучую деятельность. На одну эту технологию должна работать целая индустрия. Это достижение всей западной системы, взятой как целое, а не отдельных стран, институтов и людей.

Это убеждает русского человека, что надо сломать всю систему, и перестроить как западную. Конечно, и тут он собирается пойти по пути слепого заимствования. Готовых социальных институтов, форм правления, организации системы науки и образования и всякого такого прочего.

Поскольку ключевым актором развития в Системе Выживания является власть, то именно от неё Обломов начинает требовать реформ. Не самому же трудиться! Чего проще - взять да скопировать у Штольца! А поскольку у очередного правительства ничего не получается, то наш недалёкий Обломов собирается сменить власть.

ценности выживания, Восток - Запад

Previous post Next post
Up