В начале нашей жизни в Великобритании, в октябре 2022 года, я работала волонтером в детском лагере. Моя задача состояла в том, чтобы поддержать украинских детей, переводя и сопровождая их во время их деятельности. А потом было два эпизода, которые просто открыли мне глаза - я как бы увидел на примере маленьких детских групп, в чем разница между нашим обществом и британским, например.
Эпизод первый
Группа детей была разделена на две команды. Мы выдавали деревянные бруски, похожие на кубики. Задача состояла в том, чтобы построить башню из блоков. Побеждает та команда, чья башня окажется самой высокой. Итак, равное количество кубиков, одного возраста. В одной команде только британцы, в другой - половина украинцев.
Первая команда (британская) собирается в круг и начинает планомерно строить башню. Башня растет на глазах. Каждый участник как неотъемлемая часть какого-то организма. Каждый берет блоки из общей кучи и работает слаженно.
Во второй команде происходит странная вещь. Наши дети гребли деревянные блоки, как могли, и каждый старался построить свою башню из своих блоков. Остальные британские дети в замешательстве оглядываются по сторонам.
В итоге первая команда построила высокую башню в довольно сжатые сроки. Вторая команда ничего не строила. Оказалось, что если украсть все блоки для себя, то есть каждый по отдельности, то этих блоков хватит максимум на фундамент, а в итоге не хватит ни на что.
Эпизод второй
Это происходило в старшей группе. Опять же, разделились на две команды. Во-первых, это британские дети. Второй - смешанный. Задача состояла в том, чтобы выбрать одного человека, который был бы моделью, для которого команда должна была создавать наряды из бумаги, скотча и других подручных средств.
Что и произошло в британской команде. Они снова собрались в круг. Претендентов на роль модели было несколько, решивших проголосовать. Моделью стал ребенок, набравший наибольшее количество голосов. Мы выбрали и приступили к созданию костюма. Выборы были прозрачными и справедливыми.
Во второй группе голосование не пришло. Застряла на стадии распрей - не могла решить, кому быть моделью. Желающих было много, но не было механизма, регулирующего справедливое распределение. В результате мы потеряли много времени. Модель была самым высокомерным и самым громким ребенком. Из-за недовольства и раздражения костюм собирали вяло и без энтузиазма. Команда в итоге проиграла.
Это была блестящая проекция отношений в детском лагере на отношения во взрослом обществе. Как они это делают? Как британские дети узнают, что нужно голосовать? Что нужно делать вместе? Что тянуть одеяло на себя - значит проиграть?
https://mc.today/uk/blogs/u-chomu-vidminnist-nashogo-ta-brytanskogo-suspilstva-na-prykladi-dytyachoyi-gry/?fbclid=IwAR1UMFZVYiP7A_y6_PUmNRxOUrZ-sGzdixw_hT-hLrO7G4uVUnbWL_FzLZg