Sep 16, 2023 05:16
Хорошо помню конец 80-х.
Все ждали, что сейчас "оковы падут", у нас настанет свобода творчества, и в кино и музыке будут создаваться шедевры. Тиски цензуры, несвобода наиболее отчётливо чувствовались именно в этих областях. Хотя и в общественных науках тоже.
Нетрудно видеть, что эти взгляды основывались на мифе. Мифологическом представлении об обществе и культуре.
Когда "оковы пали", культура двинула в сторону заработка.
Кто больше всего поразит/эпатирует толпу, тот и выиграл.
А шедевры оказались не востребованы.
Поэтому и не появились. По настоящему ценных исследователей русской жизни - раз-два и обчёлся.
В чём была суть мифа? Это важно.
"Народ сам по себе хорош и тянется к Высокому. Если ему предоставить свободу, то он сразу же начнёт развивать Высокую Культуру".
Некий автор спросил у себя на стене:
"Какое искусство сейчас востребовано? На что есть запрос в обществе?"
Я ответил: на развлекалово.
Сам по себе народ к Высокому тянуться не может.
Высокое - это сложно, трудно и нужна специальная подготовка. Это для отдельных любителей. "Благородных мужей", в классификации Платона. Которым истина важнее удовольствия.
Нужна такая жизнь, чтобы в неё "встраивалось" Высокое в виде НЕОБХОДИМОЙ составной части. Без которой нельзя.
А вот следует ли народ тянуть силком - интересный вопрос.
Как представляется, государство должно создать выделенное пространство, в котором Высокая культура могла бы существовать. Для избранных.
Чтобы толпе было чем гордиться.
проблема развития,
культура