Перелом в отношениях Нади и Жени из фильма "Ирония судьбы"

Feb 06, 2023 13:17




1. Дело происходит в культуре, ещё не утратившей черты традиционности. Было принято, что мужчина несёт за женщину полную ответственность, в том числе и финансовую. Равенства не было от слова "совсем". Инициатива в развитии отношений принадлежала только мужчине. Такой независимости в отношениях как сейчас традиционная культура не предусматривала. Женщина не могла первой признаться в симпатии. Однако есть "но".

2. Женщина тогда - не знаю, как сейчас - ожидала от мужчины активности, инициативы. Но лишь в том случае, если была в нём заинтересована. Что-то в нём ей должно симпатизировать. Когда это происходило, женщина сигнализировала мужчине, что он ей интересен. Обычно женщина смотрит на незнакомого мужчину очень короткое время (1-2 секунды) и быстро отводит взгляд. Если она останавливает на нём взгляд дольше, то подаёт знак заинтересованности (если смотрит пристально больше 4-5 секунд, то она проститутка - вспомните ваш последний съём))).
Всё это на интуитивном уровне, мужчина это чувствует и начинает обряд ухаживания. Конечно, рассматривается нормальный мужчина, для которого есть понятие отношений и их развития, готовый на конфеты и букеты, а не кобель, озабоченный только сексом, а потому патологически бесчувственный к знакам такого рода.

3. Поначалу Надя относилась к Жене откровенно враждебно. Постепенно она перестала считать его опасным, но особой симпатии тем не менее не было. Впрочем, герои изучают друг друга, процесс идёт. Симпатии как таковой не возникло, хотя какие-то позитивные вещи накапливались. Заинтересованности тем не менее не было. Внутри у неё не произошёл перелом, поэтому она не показывала теми самыми знаками, что наш бабник ей интересен.

4. Самое главное. Это нам досталось от животного мира. Людей очень сильно объединяет еда. Когда люди едят рядом, они всегда расслабляются, начинают больше доверять. Вы же помните моё определение любви? - это надстройка над доверием, "доверие штрих".
В традиционной культуре парни угощали девушек семечками (или леденцами). Сейчас ведут в кафе. Тем самым ещё и показывают готовность потратиться, свою щедрость, серьёзность намерений.
Совместная еда создаёт первоначальное доверие. Звери едят рядом, когда доверяют друг другу. Если не доверяют, то растаскивают еду по укромным местам.

5. В какой-то повести Иона Друцэ есть хорошая фраза: "Это в крови у женщины - накормить мужика". Немногие готовы согласиться, что в нашей культуре женская любовь несёт в себе оттенок жалостливости. Вот мужчина холостой, какой-то неприкаянный, неустроенный, никто его не накормит, не полюбит... НЕ ПОЖАЛЕЕТ.
Накормить - это не только выражение заботы. Вкушающий приготовленную женщиной еду мужчина вызывает у неё сложный комплекс бессознательных переживаний. Упрощённо говоря, она тут же перестаёт быть "девицей - ветер в юбке", теряет психологическую девственность. В ней рождается бессознательное отношение к мужчине, как к ребёнку. Немного покровительственное и немного нежное. Все ли догадываются, что ребёнок для женщины - роднее всего? Уж куда более, чем мужчина. И когда женщина кормит мужчину, они - в какой-то степени - сравниваются. Ведь ребёнка тоже приходится кормить. Женщина любит через заботу и жалостливость. Сильным мужчиной она всего лишь восхищается. Это другое. Сильному хотят принадлежать. Нам, мужчинам, трудно понять выверт этой странной логики. У нас всё наоборот.

Итак, поедающий её готовку становится РОДНЕЕ. Гораздо более своим. В каком-то смысле - прирученным.
Как мы начинаем приручать дикого зверя? Тем, что его кормим. При этом мы испытываем к нему некоторую нежность. Нас умиляет, что мы кормим, а он - такой дикий - ест. Меня растрогало, когда совершенно дикий кот Цезарь спустя полгода терпеливого кормления стал брать еду из рук. Это было чертовски приятно.
Лишь когда мы заботимся, то чувствуем себя хорошими. Ну, когда отдаём. Сейчас ведь принято грести под себя, не правда ли? А ещё жалуются на депрессии...
У женщины примерно то же самое. Мужчина - это вообще чужой и дикий мир. Его ещё предстоит приручить. Как правило, если женщина по настоящему любит, то готовит для мужчины с удовольствием. Ну, раньше так было.
Но обратное тоже верно. Если он ест её еду, то ВСЁ становится другим. Даже если она пока не любит. Потом слюбится))) Если вместе съедят пуд соли)))
Там всё гораздо сложнее, это надо отдельно разбирать. Нам пока этого достаточно.

6. Так вот: окончательно лёд в отношениях был растоплен тогда, когда расчётливый бабник поел салат и тем более похвалил. Тем самым он продемонстрировал некоторую галантность и способность быть признательным. Причём наглый развратитель не просто ел, а уплетал, то есть ел быстро и с удовольствием. В той культуре женщинам нравилось, когда мужчина так активно ест - это свидетельствует о мужественности и силе. Как сейчас - не знаю. Наверное, сексуальность важнее...
Итак: вот наш похотливый кобелина ест, а она смотрит внимательным взглядом и внутри несчастной жертвы происходят те самые изменения - которые были подготовлены предыдущим общением.

7. И закрепляет эффект наш опытнейший ловелас тем, что, продолжая беседу, как бы на автомате, идёт к раковине и начинает мыть салатницу.
В советское время очень немногие мужчины мыли посуду. Считалось, что это для них унизительно, даже постыдно. Мужчина - добытчик, а не кухарка. Они и за продуктами особо не ходили. Всё на женщине. Если мы возьмём советское фото очереди в продуктовый магазин, то там стоят в основном женщины.
Мужчина мог помочь с мытьём посуды только если было много гостей. Это одна из причин, почему в той культуре мужчина смотрел на женщину с оттенком высокомерия. Полагаю, у мусульман до сих пор так.
Если мужчина моет посуду, то он такового высокомерия лишён. С ним будет легко.
Если мужчина вот так запросто, на автомате, без каких-либо моральных терзаний, да ещё и в гостях (!) моет посуду, то это очень много о нём говорит. В общем это находка. Ипполит бы не мыл посуду гарантированно. Именно поэтому Надя провожает процесс мытья салатницы продолжительным, изумлённым взглядом. Бывший алкоголик предстал в совершенно ином свете.

Там, в посуде, много чего понапихано. Если мужчина несёт ответственность за тарелку, то тем более будет нести её за семью. И будет хорошим, заботливым отцом (в то время все браки как один были "гнездовые"). И терпеливым отцом, что для семьи чуть ли не самое важное. Кроме того, это показывает, что мужчина чистоплотен (в советское время многие мылись раз в неделю), уважает женщину и прочее, прочее, прочее.
Таким образом, мытьё тарелки закрепило душевный переход. С этого этапа ("салат+посуда") всё пошло по другому. Хотя наши герои этого, может и не поняли. Но точка перегиба в отношениях была именно здесь. Это самый конец первой серии.

Именно когда циничный растлитель ест, а потом моет посуду Надя раскрывает ему свою душу - переживания, связанные с работой. После мойки она подаёт ему кухонное полотенце - вытереть руки. Это жест заботы и - в какой-то мере - признательности. Наших героев начинает объединять общий быт. Тем более, что Надя подала полотенце на автомате, как своему мужу. Как СВОЕМУ.

По большому счёту, единство уже установлено. Наши герои УЖЕ ВМЕСТЕ, осталось закрепить это на уровне ритуалов и объяснений. Казалось бы, я уделяю невинному поступку слишком много внимания. Подумаешь, передала полотенце. Но это глубоко символическая вещь. Представьте себе, что вы эдак небрежно подаёте кухонное полотенце (то есть не стерильно чистое) случайному гостю. Всё понятно?

Разнузданный самец садится напротив за стол, а Надя лучезарно ему улыбается. Это совсем другая улыбка, не та, которая была 10 минут назад. Эта улыбка сопровождает тот самый продолжительный, заинтересованный взгляд. Надя приглашает нашего развратника к отношениям. В глубине души она уже сделала свой выбор. И теперь ждёт активности от Жени. Впрочем, сама она обо всём этом не догадывается. Это ж глубина души)))

Умелый покоритель женских сердец отслеживает этот сигнал и начинает своё наступление. Он делает весьма замысловатый комплимент: "Вы знаете, Надя, когда ваши подруги вас хвалили, мне это - чёрт знает почему - было приятно." Это уже признание в симпатии, хотя и в закамуфлированной форме ("чёрт знает почему"). Надя тут же сигнализирует, что комплимент поняла, но отвечает полушутя, как бы продолжая держать дистанцию: "Не подлизывайтесь!" Женщина в те времена не должна сдаться слишком быстро, прежняя культура требовала некоторой игривой неприступности. Но разговор эти голубки ведут уже вполне романтический. Что может быть романтичнее воспоминаний о самом начале знакомства? Любящие парочки обожают об этом вспоминать. Говоря об этом, да ещё с юмором, наши герои неосознанно заново переосмысливают события, чтобы они не выглядели травмирующими.

При этом они продолжают танцевать.

image Click to view

М_и_Ж, фильмы, культура, русское

Previous post Next post
Up