Советская элита

Jun 05, 2022 15:58


Аппарат был, мягко сказать, недостаточно информирован. Ожидание перемен было у всех. Большее внимание уделялось дипломатической борьбе и международным переговорам, чем внутренним проблемам.

Аппарат, у которого нет обратной связи с народом, который не подвергается контролю, дает такие вот плоды. К тому же в «мозговые центры» советской политической системы проникли мелкобуржуазные элементы.

Сотрудники делились на работающих в двух международных отделах и близких к ним академических институтах и занимающихся внутриполитическими вопросами.

Первые считали себя носителями прогресса, образованности, культуры и лояльности, полагая вторых заскорузлыми догматиками, «оргови-ками» и консерваторами. Впрочем, появлялись и те, кто изучал Маркса по Марксу, а Ленина по Ленину.

Немалая их часть преследовала исключительно личный интерес, и им было все равно на кого ставить - на Хрущева или Сталина.

Мировоззрение международников было, как правило, либеральным, нацеленным на социал-демократию и парламентаризм, а не на советское партийное государство. Многие из них, закончив МГИМО, чувствовали себя дома лишь за границей и так же воспитывали своих детей, не говоря уж о высоких запросах к потреблению. Они стремились выезжать на Запад и не любили ездить в страны третьего мира. Симпатизировали антисталинским положениям доклада Хрущева на ХХ съезде.

В отношении них у нас гуляла частушка: «А там все мальчики, румяные и левые. А в глазах у них Тольятти и Торез, и здоровый сексуальный интерес».

Либеральные убеждения «международников» во многом объясняются проникновением в них духа иной культуры. Думается, что другой слой аппаратчиков, занимавшихся делами внутренними, сама сфера занятий погружала в проблемы и успехи Отечества.

Но правомерно расширить классификацию высшего слоя партии и государства. В особую категорию должно отнести защитников советской модели социализма, убежденных в правоте марксистско-ленинского учения. Это члены Политбюро Е. К. Лигачев, немало сделавший для прихода к власти Горбачева и ставший вторым секретарем, Н. И. Рыжков, участники ГКЧП и др., которые первоначально поддержали Горбачева и его политический курс.

Справедливо добавить «сталинистов» (их иногда именуют консерваторами) и сторонников «социализма с человеческим лицом» [40] - социал-демократов (которых противники называют ревизионистами).

С давних времен обособились русские патриоты (русофилы, почвенники), противостоящие западникам (либералам). В. И. Ганичев включил в «русский орден в Политбюро» А. Н. Шелепина, К. Т. Мазурова, П. Н. Маше-рова, В. И. Воротникова, Д. С. Полянского, Г. В. Романова, А. П. Кириленко.

...Упомянутые политики противостояли космополитическому крылу Политбюро и тем, кто отвергал значимость русского начала. Завершая, Ганичев отметил: «русский орден» не сумел победить. Его подмяли ребята из Гарварда: кого - в отставку, кого - под грузовик, кого - послом в дальнюю страну.

Ричард Косолапов

феномен власти, цитаты, За Сталина!, история, из жизни клоунов

Previous post Next post
Up