Русская личность, освобождённая от оков

Sep 30, 2021 15:03




Провели эксперимент. Детям от 12 до 18 лет пpeдложили добpoвольно пpoвести восемь чacoв нaeдине с самим собой, исключив возможность пoльзоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

...Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

...Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Из этого многоумные авторы (а с ними и читатели) делают вывод, что детей, мол, теперь воспитывают неправильно. Надо как-то иначе. Взять, да исправить саму методу. И сразу получится. "Раз - и в дамки".

Между тем, следует провести точно такой же эксперимент с китайскими или японскими детьми. И посмотреть на результат.
Что-то мне кажется, там не впадут в депрессию без гаджетов и интернета.

Дело не в педагогике. Это не корень проблемы. Дети сызмала чуют ДУХ СИСТЕМЫ, в которой им предстоит жить. Этот Дух проявляется во всём, в любой мелочи. Когда родители приучают ребёнка садиться на горшок, держать ложку и мыть руки - в какой форме они это делают? Как они предлагают пойти гулять или завершить прогулку? Как они распределяют домашние обязанности? Как относятся друг к другу? В какой форме соглашаются или отказывают купить игрушку? Как кладут сумки, вернувшись из магазина? С каким лицом папа рассказывает маме, что его вызывал на ковёр начальник?

В раннем возрасте воспитывает всё. Потому что в любой бытовой мелочи проявляется ДУХ СИСТЕМЫ.

Люди, перебравшиеся в Европу замечают, что спустя некоторое время их отпускает внутреннее напряжение. Это он самый, ДУХ СИСТЕМЫ и есть. Можно подумать, в этом есть что-то плохое. В Японии тоже напряжённый дух, они от этого не страдают. Ах, у нас не как в Европе! Значит, плохо!!

В Системе Выживания дети подсознательно готовили себя к определённому типу пребывания в определённом мире. Проникнутом определенными ценностями. В предыдущие эпохи - ценностями выживания. Даже если дети из обеспеченных семей, тем не менее, ДУХ СИСТЕМЫ всё равно сказывается на них.

Это ДУХ СИСТЕМЫ гонит (вернее, гнал) идти после школы заниматься в кружки, где что-то мастерят, делают СВОИМИ РУКАМИ. Потому что выживание_как_система - это совокупность навыков. Которые всегда могут пригодиться. Когда дети предыдущих эпох шли в кружки, то они чувствовали, что это полезно. Самый воздух общества об этом напоминал. Сейчас такого и в помине нет. Воздух нынешней России призывает к развлечениям.

Когда дети после школы играли во дворе, они развивали себя физически. Не потому что родители заставили, и вообще, понадобится это в будущем. А потому что этого требовал ДУХ СИСТЕМЫ. Так надо. Так положено. Так правильно. Так делают все. Сидеть дома и тупить в телевизор - противоестественно.

Пока наша система была закрыта от Запада, родители выгоняли детей гулять. Мои друзья кричали под окнами: "Бегемот, выходи!"

Китайские и японские дети умеют себя занять не потому, что их правильно воспитывают. А потому что в Китае и Японии не уничтожен ДУХ СИСТЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ. Любое, даже самое правильное воспитание не может переломить ДУХ СИСТЕМЫ. Он воспитывает сам по себе. Через тысячи мелочей. Через отношение других. Он и обуславливает собой педагогику.

Потому что Система всегда сильнее, чем любые педагогические усилия.

Японский мир - а равно и японская школа - ориентирует детей на ценности ТРУДА, ПОДЧИНЕНИЯ и СЛУЖЕНИЯ.
Никакой свободы. Вообще никакой. Большинство школ имеют строгие правила даже относительно цвета волос. Только естественный цвет является приемлемым для школьников. Мальчики должны сохранить свои волосы короткими. Девочки должны ходить в школу без завивки, косметики, лака для ногтей или ювелирных украшений. Регламентируется даже цвет носков! Школьники могут носить носки только белого, черного или темно-синего цвета. Если студент надел, например, коричневые носки, что против школьных правил, то эти носки могут быть конфискованы. Школьникам не разрешается вносить в учебное заведение любую еду и даже леденцы от кашля - они тоже считаются закуской.

Японский школьник всё время обучения в школе окружен многочисленными запретами. И ничего, Япония при этом как-то развивается. Одна из самых передовых и богатых стран мира. Оказывается, для развития общества не обязательно "освобождать личность от оков".

Я задавался вопросом: как можно вкратце описать Систему Выживания? Какой самый главный критерий? "Ты должен быть таким, как все. Ты имеешь ценность только вместе с другими". И вообще, не высовывайся. Ты что, самый умный? Тебе что, больше всех надо?
В Японии это сохранено. Они сумели совместить это с развитием. Мы - нет.

Вообще, о японском воспитании можно рассказывать долго и с восторгом. В школах все классы делятся на мелкие группы. Эти группы выполняют разные виды деятельности, например, уборку класса, двора, залов и т.д. Даже туалеты школьники моют! Меня поразило, что японские школьники из Мацуями ходят строем на местное кладбище, где ухаживают за могилами русских солдат. Можете представить у нас нечто подобное? Начали бы протестовать уже против хождения строем. "В цивилизованных странах такого нет!"
Япония - цивилизованная?
А уж против уборки классов как у нас протестовали... Не то ограничение свобод, не то пережиток прошлого...

В большинстве японских школ есть два клуба, спортивный (футбол, кендо, бейсбол, дзюдо, теннис, легкая атлетика, плавание, волейбол, регби) и клуб культуры (каллиграфия, математика, науки). Участники клубов встречаются после уроков и проводят совместно время. А не тупят часами в гаджетах.

Японским детям сызмальства внушают, насколько важен и уважаем труд. Почему в Японии почитают стариков? Потому что они много трудились. Общество обязано им за труд.

У нас же, в хартленде скрепности и духовности, добросовестный труд не почитается. Потому что в характере русского человека хапнуть как можно быстрее и побольше. "Раз - и в дамки".

Это наша универсальная характеристика. Она всего касается, в том числе и правительственных реформ. Вспомним Гайдара и сравним нашу "перестройку" с китайской.

У нас честно трудиться - лоховство. Потому не почитают и стариков. Отработанный материал.

В основе всего лежит уважение к собственной стране. Из него вытекает уважение к своей истории и традициями. Показательно, что нарядившийся в национальную одежду будет считаться у нас фриком. В Японии человек в кимоно воспринимается как нечто естественное. Наши традиции разрушены. Да и были ли они?

Японский учитель, по поводу ухаживания детьми за могилами русских: "Мы не заставляем детей. Для них это прежде всего традиция - их предшественники, школьники других поколений, часто - их родители приходили на это кладбище каждую вторую субботу месяца. И для детей сначала смысл в том, чтобы поддержать традицию. Остальное приходит само собой, видимо. Я начал работать в этой школе четыре года назад, и тогда на меня глубокое впечатление произвело отношение детей к этому ритуалу” (https://sibru.com/2021/01/30/%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%B7%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8/).

Наше образование устроено так, что чем больше человек получает его, тем меньше он уважает свою страну и тем выше ценит Запад. "Одна из причин негативных оценок лежит в тех теориях, с позиций которых историки оценивают события российского прошлого. Наши новые истории строятся на западных либеральных исторических концепциях - модернизационной, цивилизационной, нескольких направлениях, вышедших из школы Анналов. Все эти теории созданы на базе европоцентризма, и в любой из них история России будет плохой, негативной" (https://expert.ru/2021/09/11/sovremennaya-istoricheskaya-nauka-vedet-rossiyu-k-krakhu/).
А если нет уважения к истории, то не будет и к традициям.

Уважая традиции, человек начинает уважать себя. Вам никогда не приходило в голову, что у нас проблемы с самоуважением? Почему русские заграницей, услышав родную речь, тут же переходят на шёпот? Чтобы НЕ УЗНАЛИ. Потому что очень хочется СОЙТИ ЗА ТАМОШНИХ. Хоть на время вообразить себя европейцем. Аналитику эту черта говорит очень о многом!

"Одна из основных идей классического эволюционизма - представление об однолинейном развитии человеческих обществ от простых, “низших”, форм к сложным, “высшим”, через ту или иную единую для всех последовательность стадий. Именно эти идеи (XIX века издания) вошли в состав марксистского учения и потому хорошо знакомы отечественному читателю...
Недостатки классических эволюционных схем подвергались конструктивной критике еще в XIX в., и уже тогда были заложены основы перехода к более сложным и реалистичным моделям. Однако в начале ХХ в. вместо примитивных “классических” однолинейных схем пришло полное отрицание каких бы то ни было закономерностей эволюции социокультурных систем...

Следует отметить “особый путь” развития отечественной науки, связанный с тем, что в Советском Союзе было наложено табу на критику официальной коммунистической идеологии или каких-либо ее элементов, в том числе и представлений о развитии обществ. В результате многие конкретные положения классического эволюционизма XIX в., вошедшие в работы К. Маркса и Ф. Энгельса, оказались “сакрализованными” (А.В. Коротаев. "Алгебра и гармония социальных структур", https://antropogenez.ru/article/131/).

Многие учебники по истории до сих пор содержат постулаты и положения, бытовавшие в советских учебниках. Ведь гораздо проще слегка поправить то, что когда-то написали (и так сойдёт - классика же!), чем заново писать, перелопачивая тонны литературы и знакомясь с открытиями, которых за последнее время сделали миллион.

Итак, наше образование постоянно внушает человеку, что есть только один путь развития. И Запад прошёл по нему дальше всех. А потому является эталоном, высшим достижением, центром человечества. Поскольку Запад оценивает самого себя с западнических позиций, то он, натурально, почитает себя пупом Земли. И не имеет ничего против извращённой идентификации русского человека. Дело выгодное.

Эта идея вошла в плоть и кровь русского человека. Им проникнут самый воздух нашего общества - прежде всего образованного. Будь как европеец! Пишешь в тексте, что наша система в наиболее общих, глубинных чертах более похожа не на европейскую, а на турецкую. Тут же приходит комментарий: "Вы что, хотите быть турком? Я не хочу!"

Особенность нашей идентификации - русский человек не хочет быть русским. Исконно русское слишком отдаёт азиатчиной. Надо быть выше этого! Тут следует вспомнить, что по принципам "азиатчины" вообще-то 2/3 стран Земли живёт. Так что мы с большинством.

Все достижения, которыми гордится русский, связаны с прогрессом (прежде всего техническим). История, культура, традиции, и самый дух нашей нации в этот список нечасто входят. При словах "русский дух" образованный читатель начинает показательно морщиться. Всё это лишние оковы. Мешают развиваться, "идти по пути прогресса". Кто только не трунил над концепцией "особого пути". Можно подумать, у России был какой-то другой.

Для нас характерно именно азиатское впадение в крайности. Либо гордятся чем не попадя (например, искусственно раздутой фигурой политического деятеля), либо сплошное самоуничижение - как всё у нас плохо, империя зла, сплошные репрессии...

В результате получения образования русский человек всё более сбрасывает "оковы русскости" и больше всего почитает Запад. И потому копирует оттуда всё, вплоть до педагогических методик. Такая наивная надежда, путём копирования пройти тот же самый путь. "Стать с веком наравне".

В Японии не проводят идиотских экспериментов по "игровому обучению" детей - потому что это принято на Западе. Там нормальное классическое обучение, основанное на труде. На приучении к труду. Если в начальной школе не задают домашние задания - потому что маленькие дети недостаточно усидчивы - то в средней и старшей школе домашние задания довольно объёмные. Даже на летние каникулы задают!

Духом труда проникнут самый воздух японского общества. Причём труда качественного и кропотливого. А не тяп-ляп, как у некоторых. Лишь бы отвязалось начальство.

В Японии старшеклассники - самые занятые люди в стране. Их готовят к тяжёлому труду, а не к бесконечным развлечениям. И готовят не потому, что кто-то решил, что такое воспитание будет лучше. А потому что система в целом сохранила ДУХ ВЫЖИВАНИЯ.

Именно этот ДУХ первичен. Он даёт смысл всему. Педагогика вторична. Несмотря на то, что в Японии с развитием всё нормально. Можно, хоть и с натяжкой, сказать так: в Японии Система Развития, но сохранён ДУХ СИСТЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ.

У нас же в точности наоборот. У нас Система Выживания, которая заимствовала на Западе ДУХ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ/САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
Почему? Потому что "мы этого достойны". Чем мы хуже? "Раз - и в дамки".
В результате ДУХ вошёл в противоречие с СИСТЕМОЙ. Это вообще кто-нибудь замечает?

Не детей воспитывают неправильно. У всей нации разруха в головах. Сначала нужно преодолеть эту коллективную разруху. Навести порядок с самосознанием, с идентификацией. Тогда и с воспитанием всё получится.

ценности выживания, педагогика, карго-культ, история, культура, Восток - Запад, русское

Previous post Next post
Up