Русская бюрократия XIX века создавалась как инструмент для модернизационного рывка, но очень быстро становилась едва ли не главным тормозом в развитии страны. Государственная служба одновременно являлась и уникальным социальным лифтом в жестком сословном обществе, и в то же время сама превращалась в кастовую систему, где начинали действовать
(
Read more... )
>> при Василии III идиома «холоп твой» в обращении бояр к государю стала официальной частью московского придворного этикета.
На мой взгляд, основной причиной были некоторые православные аксиомы. "Смирение превыше поста и молитвы", "Спасение через безоговорочное послушание и веру духовному отцу" и прочее, перенесенное с духовной и религиозной жизни на государственные дела. В то время религия выступала заменой идеологии. Православие же в этом смысле отличалось особой тягой к иррациональности и уклоном в пользу веры и подчиненности авторитетам. В первую очередь это шло даже не от греков а из Египта и Палестины, где имелось с самого начала а потом еще и заимствована от мусульман доктрина неограниченной власти божества. Выражалось это например в том, что они даже отрицали связь между восходом Солнца и светом - Аллах способен дать свет и без этого, просто так совпадает по его замыслу.
Ахмад ибн Накиб эль-Мисри писал в “Классическом Руководстве к Священному Исламскому Закону” :
“Науки материалистов основаны на их вере в том, что вещи сами по себе или из-за своей природы имеют причинную связь, независимую от воли Аллаха. Верить в подобное неверие - это поставить себя за рамки ислама”.
В 15-м веке, следуя по стопам учителей, Мухаммед Юсуф ас-Санусси писал:
“Вы начинаете осознавать, что ничто в мире не может произвести какой бы то ни было результат, потому как это логически приведет к тому, что указанный результат выведен за рамки воли и мощи нашего великого и всемогущего Защитника… И потому, еда не имеет результатом сытость, вода не влияет на влажность земель, огонь - на горение. Знайте, что все это - от Бога, без всякого вмешательства или посредничества других вещей и сил. Это не зависит ни от их природных свойств, ни от сил, которые якобы заложены в них Богом, как многие невежественные люди смеют полагать… Тот, кто считает, что подобное имеет результатом что бы то ни было - кафир”.
Пакистанский ученый Первез Худбой приводит следующий пример из современной жизни:
Институт Изучения Политики, отросток пакистанской Джамаат и-Ислами решил “исламизировать” школьные учебники.
В результате в учебнике для 3-го класса вопрос “Что случится, если животное прекратит принимать пищу?” был заменен на “Что случится, если Аллах не даст животному пищу?” Худбой указывает, что в “рекомендациях” Института содержится следующий пассаж: “В подзаголовке “Изменения, вызванные энергией” содержится скрытая отрава. Эффект не должен быть связан с причиной, ибо это ведет к атеизму. Подзаголовок создает впечатление, что причиной изменения является энергия, а не воля Аллаха”.
Худбой делает следующее заключение:
“Базисное предположение науки - у любого следствия есть некая причина, намеренно искореняется. Вместо физических сил причиной называется божественное вмешательство”.
Элиминация причинности делает предсказание теоретически невозможным и теологически нежелательным. Это порождает необычное ежедневное поведение. Именно поэтому, указывает Худбой “многие, если не большинство представителей улема , полагают, что предсказание дождя лежит за пределами дозволенного человеку и вторгается в божественную вотчину”.
Соответственно, в 1983-1984 годах прогнозы погоды были удалены из программ пакистанского ТВ. Позднее они были по тихому восстановлены.. Если непредсказуемый Бог прямо создает погоду, то погода не может быть предсказуемой.
В Православии есть такое же зерно, правда не разросшееся до подобного маразма. Но тем не менее, такая же логика отношений и устройства мира присутствует и переносится на вертикаль власти и управление.
Reply
Leave a comment