Дискомфорт для русской души

Feb 24, 2020 13:13




(Психологические аспекты нежелания пересекаться с соседями по лестничной клетке)

Постановка проблемы. В крупных городах люди стараются не выходить на лестничную клетку, когда там присутствует кто-то из соседей. Почему-то это неприятно. Подсматривают в глазок двери, чтобы убедиться, что соседи ушли. Только потом выходят.

Возьмём многоквартирный дом в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Афганистане, Пакистане... Что-то говорит мне, что там соседи по лестничной клетке приветствуют друг друга с радостью. Не исключено, что они и на праздники друг друга приглашают, и делают это с видимым радушием.

Теперь возьмём Европу. Западный человек очень самоуверен, он слишком уважает и ценит себя, чтобы бояться других и смотреть в глазок перед выходом. Он приветствует соседей с любезной и уважительной улыбкой. Они нисколько ему не мешают и своим появлением на общем пространстве психологических неприятностей не создают.

Более того: в США принято приглашать соседей на небольшие вечеринки. Однако если при этом у пригласившего увидят нечто незаконное, то обязательно стуканут в полицию. Скажем, фото на стене с обнажённой годовалой дочерью. Ага, детское порно!
И это несмотря на всяческую доброжелательность и соседство. Потому что закон всё равно выше. Уж куда выше добрососедства и человеческих привязанностей. Оно и понятно: при развитой экономике и чётко функционирующих институтах для выживания другие люди не нужны. Родственники, друзья, соседи...

Подсматриваем в глазок перед выходом только мы, русские (возможно, также белорусы и украинцы, но не о них сейчас речь). И неприятны соседи только нам. Почему?

У мусульманских (а равно и кавказских и прочих малых) народов родовое сознание. Вспоминается история, когда некие кавказцы узнали, что девушка их национальности занимается в Москве проституцией.
Тут же начался яростный спор - что с нею следует сделать. Решения предлагались самые разные, от убийства до взятия на поруки и отправления к родителям. Вариант сообщить всем её родным и знакомым также рассматривался.

Вообще, страсти кипели нешуточные, было ясно, что факт её профессии неприятен лично для каждого представителя данного народа.

Основной аргумент, на котором основывалось отношение, дословно звучал так: "Она позорит весь народ. Что будут теперь думать обо всех нас?" Наверное, имеет место и логическое продолжение - что за счёт негативного мнения других, понизившийся статус данного народа усложнит ему проблему выживания. Но это уже детали, в такие дебри сознание кавказцев не углубляется.
Полагаю, такую девушку в жёны никто из них бы не взял. Потому что на Востоке от невесты требуется чистота - душевная и телесная.

Между тем, русским совершенно безразлично, какой национальности девушка, и чем она там занимается. И ничего они о данной национальности не думают. Для них это абстрактная проблема. Важнее другое - насколько проститутка хороша в постели))

У нас совершенно иное. Ну, знаем мы, что некие русские девушки где-то на чужбине - хоть в той же Европе - занимаются проституцией. И что из этого? Это их свободный выбор. Нас это не касается.

Ровно до тех пор, пока не узнаем, что данная проститутка - наша родственница, хорошая знакомая, подруга детства, вообще СВОЙ человек.

Теперь отношение резко меняется. Нам - также как и тем самым кавказцам - становится неприятно, что она проститутка. Нечистота её профессии как бы ложится на всех нас, её близких. Ну, и в жёны её также никто из русских не взял бы.

На Западе не только не стали бы рассматривать проститутку как нечистую, не только не заботились, что одного с нею роду-племени, но, возможно, и в жёны бы взяли. Мало ли кто там чем занимался в прошлом! Имеет право! Закон не нарушила. Свободный выбор!
Свобода и закон превыше всего. Уж куда выше традиционных понятий "чистоты-нечистоты". Одна из причин неимоверного изобилия половых извращений на Западе (в частности БДСМ, свинг, копрофилия, скотоложество, секс с беременными, безрукими-безногими и так далее). А гомосексуализм так и вообще считается нормой. Ну, или инвариантом нормы, это всё равно.
У малых народов родовое сознание. Они рассматривают проститутку как принадлежающую к своему роду. Как родственницу, пусть и sui generis.

У русских же сознание "свояченическое". Термин временный, пока не придумал ничего лучше. Можно было бы написать "коллективистское", но это не объясняет, какой именно коллектив. Не тот, к которому мы принадлежим формально - по факту проживания, работы или учёбы - а совокупность тех людей, которыми мы дорожим. К мнению которых прислушиваемся. И от которых в той или иной мере зависим.

Именно поэтому нас волнует, только если проститутка относится к той группе лиц, кого мы причисляем к СВОИМ. В противном случае - чёрт с ней, пусть хоть сгинет. Не касается.

Мы беспокоимся и заботимся только о СВОИХ. И о СВОЁМ. Именно это призывал не делать апостол Павел в первом послании к Коринфянам, глава 13, строфа 5. Ну, так мы такие офигенные христиане, несём свет нашей веры всему погрязшему в пороках и безверии человечеству...

Кстати, такое мировоззрение - одна из главных причин, обусловившая тотальное разворовывание всей страны после 1991 года. Каждый хотел нахапать только себе, о стране в целом не думали. Сознание не позволяло. Оно первично, Карл Маркс был неправ.

Почему герой Сергея Бодрова из фильма "Брат-2" воспринимается нами именно как герой? За ярко выраженную необычность, идеалистичность поведения. В частности, он рассматривает первую попавшуюся русскую проститутку в Америке как "свою" и начинает о ней заботиться как о родственнице. Это весьма необычное для нас поведение. Даже героическое.

Теперь Запад. Там родового сознания совсем нет, свояченическое ослаблено (у кого как - варьирует от юга Испании до севера Германии), зато достаточно развито сознание национальное. Сознание общественного долга. Обязательства перед обществом. Уважение к принятым законам.

С изумлением узнал, насколько большой процент населения на Западе добросовестно платит налоги, причём делает это с гордостью. Такая у них форма самоуважения. "Я не только поступаю по закону, но моя уплата налогов ведёт к процветанию всего общества". Успех каждого является залогом процветания всех.

Другое дело, что это сознание реализуется некими драконовскими средствами (суровое наказание за неуплату налогов, и так далее). Но это уже другой вопрос. Оно есть, и оно работает. У нас и такого нет. Отчего государство было право, когда сделало удержание налогов автоматическим. И полностью неправы те, кто считает, что свободный выбор - платить или не платить налоги - изменит наше сознание в сторону большей гражданственности. Так полагает, в частности, Аузан.

Ничего оно не изменит, и приведёт лишь к бардаку. Сознание меняется по другому. Не за счёт одной экономической процедуры. И куда дольше, чем хотелось Аузану и ему подобным любителям "волшебной таблетки". Проглотил - и всё само собою исправилось, как по волшебству.

У нас не Европа с интегральными ценностями процветания, развития и прочего bien public. В России, при ценностях выживания, каждый - в том числе все чиновники, снизу доверху - старается не сделать благо для общества, но, напротив, как можно больше нагрести под себя.

Национальное сознание отсутствует. Ну, как минимум не входит в нашу систему ценностей. Вроде как все признаём себя русскими, даже гордимся этим, но воровать у общества в целом нам это не препятствует.

То есть наша русскость - только на словах. Или проявляется в экстремальной ситуации, при нападении врагов, например. Тут мы все, как один...

Это не некие "они" воруют, берут взятки и жируют на откатах. Важно понять, что это делаем ВСЕ МЫ. В точности такие же люди, как вы и я. Мы составляем единое целое. С общей системой ценностей. И менталитет у нас тоже один. Перефразируя Маркса, можно сказать, что нельзя родиться и жить в обществе, и при том иметь иную чем у него систему ценностей. Западничество наших либералов - на словах. Попади во власть, точно так же будут воровать и продвигать своих.

Путин вовсе не "уникальный выродок, приведший Россию к кризису". Он - один из нас. Всего лишь неспособный подняться над примитивным, обывательским мышлением и примитивными архетипами.Человек, пошедший по самому лёгкому пути. Можно ли обвинять обывателя, офицера спецслужбы, что он не имеет семи пядей во лбу и вообще не герой? Кто из нас был бы способен, как Пётр, "поднять Россию на дыбы"?

Теперь вернёмся к кавказцам. Казалось бы, у них, как и у европейцев, национальное сознание. А вот и нет. Оно родовое, но расширено до масштабов всего народа. Весь народ воспринимается как один большой род.
Как совокупность родственников.

Национальное сознание совсем другое. Там нет деления на "принадлежащих к нашему народу или нет" и "свои или нет" и даже "чистое и нечистое". Деление идёт по совершенно иному принципу. Уважение к общей культуре. Готовность подчиняться законам. Ну, и много чего ещё.

Конечно, это идеальная схема, например, мусульмане в Европе и негры в Америке могут придерживаться своих родовых принципов. Но общей сути дела не меняет.

Теперь можно понять, почему мы, русские, неприязненно относимся к соседям по лестничной клетке. Мы не рассматриваем их как СВОИХ. А вроде бы должны - я упоминал (по ссылке), что лет 50 назад они были именно что своими, соседей приглашали даже праздновать дни рождения и Новый год.

Теперь же мы вроде как должны испытывать к ним некое радушие (может, по культурной инерции), но не можем - потому что соседи стали ЧУЖИЕ.

Эта раздвоенность некомфортна для нас, для русской души. И мы избавляемся от проблемы тем, что стараемся вообще не пересекаться с соседями. Теперь для нас их как бы и нет. Тем самым проблема решена. Проблема, которой, замечу, нет ни на Западе, ни на Востоке.

Потому что там другие ценности. Мы не относимся ни к тем, ни к другим. Что и доказывает пример нашего отношения к соседям.

Если вдуматься, то у нас имеет место своего рода "тактика страуса". Засовывание головы в песок. Мы не решаем проблему, и даже не осмысляем - но избавляемся от неё. По-женски уходим от неприятного переживания. Точно так же в СССР в разное время заретушировали портреты государственных деятелей, ставших неугодными, а сейчас некоторые хотят избавиться от мавзолея Ленина и прочих памятников периода социализма - якобы его вообще не было, надо забыть. А ещё раньше - уничтожали памятники царизма, в надежде, что это поможет построить особенный мир.

Не поможет! Наш, русский мир, навсегда обречён определяться нашим "свояченическим менталитетом". Пока мы не поймём сути наших проблем, пока всем миром не возьмёмся за их решение, так и будем трусливо подсматривать, удалились ли соседи. Суровые воины в кровопролитном бою, в самопознании мы, русские, обнаруживаем поразительные слабость и даже трусость.

И наше свояченичество доказывается также тем, что если мы подружимся с соседом по лестничной клетке, то не будем от него прятаться. Будем выходить вместе с ним из дверей даже с некоторой радостью. Потому что он СВОЙ.

психология, русское

Previous post Next post
Up