Почему-то считается, что почти все люди в очереди в мавзолей Ленина непременно хотели поклониться Великому Вождю. Типа, они свято верили в социалистический путь.
Без сомнения, такие тоже находились. А вот насчёт веры... Сдаётся мне, большинство русских людей верят в доброго барина, справедливость да "ценности выживания". И стояли они в мавзолей вовсе не ради поклонения.
А для чего же? Представьте себе провинциала из глухомани. Из деревни или маленького городка. Он знает, что живёт в глухомани. Знает, что его окружают маленькие, ничего не решающие люди. Которые тихо себе живут, да обделывают свои мелкие делишки. Из развлечений там танцы по субботам - это для молодёжи. А для вообще всех - разве что кино. Ну, и телеящик в придачу. У мужиков есть ещё гаражи, но это не совсем развлечение. Скорее, клуб для общения по интересам.
Так вот: со всех сторон, из СМИ, по телеящику, и с самых разных трибун нашему провинциалу постоянно трубят о Великих Свершениях. И всё это - благодаря Великому Пути, на который направил Россию Великий Ленин.
И портреты Великого Вождя также везде висят. И даже на значках октябрят-пионеров-комсомольцев. То есть всюду наш провинциал видит символ некоего противостоящего мелкому провинциальному житью-бытью особенного Великого Сияющего Мира. Персонифицированного Лениным. А кем же ещё?
И вот он с некоей оказией приезжает в Москву. Ребёнка, там, на море повёз, или приехал лечиться. Или в командировку - это всё равно.
Серость мечтает вообразить себя незаурядностью.
Провинциал стремиться хоть как-то подняться над унылым, ничтожном миром, в котором он живёт. Иметь хоть какой-то повод взглянуть на него (а равно, на своих знакомых) сверху вниз. Насладиться тем, что ему завидуют.
Именно на этом основан тот самый гастрольный "чёс", который приносит артистам немалые деньги. "Вот он снимался в таком-то кино, представляешь, а я его на сцене живьём видел!" - хвастается посетивший выступление перед знакомыми. А они слушают, открыв рот. И завидуют.
Это его звёздный час.
Это такой особенный комплекс провинциала, у столичных жителей его нет. Они пресытились доступностью всех этих артистов. Потому что живут с ними в одном городе. Эка невидаль!
Чем более человек уважает себя, тем менее склонен создавать себе кумиров. А у москвичей ЧСВ всегда зашкаливало.
Кроме того, существует ещё фактор простого человеческого любопытства.
Но в нашем случае он далеко не первичен.
Так вот, наш закомплексованный провинциал чудом попал из своей глухомани в столицу. Если он будет ходить по выставкам да музеям, то потом зависти у свояков не вызовет. Подумаешь, артефакты прошлого! В провинции котируется только современное, новое. И обязательно чтобы было популярным. Чтоб об этом все говорили. Однако на концерт известного артиста в Москве просто так не попадёшь - все билеты раскуплены точно такими же приезжими.
Что остаётся? Или поехать по магазинам и купить какой-нибудь дефицит. Которого ни у кого нет. А в свободное время - побывать в мавзолее Того Самого, Который Везде. Советского супер-героя. Ведь это уже подняться над безликой толпой. Которая в Москве не была и тела Ленина не видела... Посещение мавзолея более всего позволяло ощутить себя приобщенным к некоему виртуальному клубу избранных.
Именно этим объясняется, что москвичи в мавзолей как-то особенно не рвались. НАСТОЯЩЕГО стимула не было. В столице в то время самоутверждались по другому. Например, поездками за границу... Великий Сияющий Мир для москвичей был там.