Смысл атональной музыки

Aug 05, 2018 20:02


image Click to view



Сформулировал для себя главный, глубинный, философский смысл этой какофонии, которая называется атональной музыкой.

Для сравнения возьмём... ну, хоть увертюру к вагнеровскому "Тангейзеру", которую все знают и любят. Натурально, я взял в исполнении любимого Отто Клемперера

image Click to view



Так вот. На каком принципе строится вся европейская музыкальная культура последних столетий? На принципе ДОМИНИРОВАНИЯ тоники. Как бы мелодия не двигалась, как не менялась, она всегда связана с тоникой, ориентируется на тонику и возвращается к тонике. Тем самым тоника оказывается самой главной целью. Без неё невозможно.

Более того. Мы сами ассоциируем себя с тоникой. Возвращение к тонике - это возвращение к нам самим. Восстановление мировой гармонии. Базис, на котором покоится наше "я".

Этот же музыкальный ужас, который я выложил в конце текста, строится на совершенно иных базовых принципах. Ни тоника, ни субдоминанта, ни доминанта не выстроены в иерархию. Привычного движения по "трём блатным аккордам" нет. Привычного напряжения в душе, которое возникает, когда мелодия уходит от тоники к субдоминанте и доминанте тоже нет. Всех этих позиций, в общем, нет. Все они перепутались. Среди них больше нет главного, к которому всё стремится.

Мировой гармонии нет. Возвращаться некуда. Единой истины тоже нет. Есть вариабельность, разные точки зрения. "Инварианты нормы".

Это своего рода либерализм, принцип "свобода, равенство и братство", перенесённый на музыку. Нет никакого музыкального смысла - в привычном его понимании. Однако саму музыку нельзя назвать бессмысленной.

Чем наслаждаются слушатели? Они же в конце целых две минуты бурно хлопают?

Мастерством исполнения. Свободой музыкального движения. Даже более того: ИДЕЕЙ свободы, которую несёт музыка - самим строением своим. Отрицанием примата тоники.
Можно и так сказать: это музыкальная иллюстрация к идее либерализма.

либерализм, музыка, культура, философия

Previous post Next post
Up