...Легенда рассказывает о том, как Великий Князь Константин вызвал Путилова и приказал срочно сделать канонерские лодки, прибавив, что денег в казне нет. Путилов нашел деньги и через 4 (!) месяца первые канонерские лодки были построены, а по окончании военной компании петербургские заводчики преподнесли Николаю Алексеевичу серебряный венок, в котором количество листьев совпадало с количеством построенных лодок. В условиях тогдашней коррупции, это был беспрецедентный случай. Как шутил еще Александр Первый об окружавших его сановниках: «они украли бы мои военные линейные суда, если бы знали, куда их спрятать».
После такого performance Путилов мог попросить все, что угодно и он попросил - отставку и кредит. Получил и то, и другое. Деньги выделило Морское министерство. Почему непрофильное министерство занималось его деньгами? Дело в том, что он предложил проект, связанный именно с интересами этого ведомства: в финской глухомани поставить 3 завода, на озерной финской руде делать железо для котлов на паровые военные корабли, которыми надо было перевооружить флот - уроки Крымской войны запомнились крепко. Его проект поддержали и полученное финское железо оказалось лучше импортируемого, что позволило убрать с рынка военных заказов английские и немецкие заводы.
Говоря о металлургии, надо отметить, что в реалиях 19 века это сродни искусству напополам с алхимией, где каждый мастер держал свой рецепт под строжайшим секретом и чтобы войти в металлургический бизнес по-серьезному нужен был партнер, лучший в отрасли. Путилов пригласил Павла Матвеевича Обухова, инженера, который возглавлял Златоустовскую оружейную фабрику и изобрел свою технологию выплавки литой стали.
Клинки с надписью «литая сталь П.Обухова» свободно свертывались в кольцо и распрямлялись, не меняя своей первоначальной формы. Вместе с Обуховым, в качестве главного инженера и главного технолога, они стали заниматься проектом, под который Морское министерство предоставило землю, и заключило контракт на строительство в течение 5 лет сталепушечного завода мощностью 690 тонн по 24 рубля пуд. Так появился на свет знаменитый Обуховский сталелитейный завод, ныне АО «ГОЗ Обуховский завод».
Помимо военных заказов для корабельной артиллерии, Путиловские предприятия производили рельсы и железнодорожное оборудование. Такая диверсификация возникла не от хорошей жизни. Дело в том, что рельсы для отечественных железных дорог закупались в Англии и Бельгии, странах с совершенно другим климатом, в условиях русских морозов они стали лопаться. Зимой 1868 года Петербург оказался просто отрезанным от остальной России, железные дороги перестали функционировать. Упоминавшийся ранее business case относится именно к этому периоду деятельности Путилова. Итак, challenge: импортные лопнувшие рельсы, русский климат и отрезанная от остальной страны столица, производство, работающее в основном на военных заказах и команда профессионалов, прежде похожей задачи не решавшая. Путилов идет к министру путей сообщений Мельникову П.П., получает поддержку в виде госзаказа на 2800000 пудов рельс по цене 1,88 рубль за пуд (дешевле иностранных), выкупает у казны небольшой завод в Петербурге и начинает занимается рельсами.
Решение задачи было найдено нетривиальное. Он приобретает у железных дорог старые рельсы и, по своему собственному методу, запатентованному в Европе, из этого материала начал делать комбинированные рельсы со стальными головками из пудлинговой стали (т.е. с низким содержанием углерода), затем подвергая их закаливанию. Рельсы блестяще прошли проверку на прочность, технические эксперты и чиновники это признали, а пресса написала так: «Особенно замечательно то обстоятельство, что в самом заводе нет иностранцев, а главным материалом служат отожженные английские рельсы, сделанные из металла вполне дурного качества. Из этого дурного иностранного материала русскими инженерами и русскими рабочими с прибавлением пудлинговой стали выделываются на заводе рельсы высокого качества, как доказали испытания, бывшие 3 февраля 1868 года». Вскоре завод вышел на производительность 2000000 пудов год, число рабочих выросло до 2000 человек. С 1868-75 гг. рельсовой продукции было выпущено на 27 млн. рублей.
Интересно, что выпуск каждого миллиона пудов рельсов сопровождался на заводе торжественным праздником - так 13 июня 1870 года праздновали окончание прокатки 4 миллионов пудов рельсов - стол был накрыт на 2400 приборов - столько было гостей и местных рабочих.
В 1873 году вместе с Немецко-Русским Торгово-Промышленным Банком Путилов учредил Общество Путиловских Заводов, став владельцем 846 акций из 16 196 выпущенных. Всего в конце 19 века на его предприятиях трудилось 12,5 тысяч рабочих, объем производства составлял более 9 млн. рублей в год.
Казалось бы все отлично, на лицо блестящие результаты, слава, почет и уважение, в непростых условиях он стал одним из лидеров отечественного бизнеса, нашел общий язык со всеми - царя до самого коррумпированного чиновника, про которого рассказывали анекдот, что на предложение взятки и обещание молчания, он спокойно ответил: «удвойте сумму и кричите об этом на каждом углу».
Но такая яркая судьба все-таки оказалась со смазанным финалом - его последний проект получился провальным, сам он разорен и опозорен угрозой долговой тюрьмы.
Дело в том, что Путилова привлекла идея строительства нового коммерческого порта в Санкт-Петербурге, с точки зрения business development это было логично - его завод стоял на берегу залива. С 1869 по 1880 гг. он организует прокладку 32х километрового Морского канала от Кронштадта до города. Далее, по плану Путилова, должна была строиться железнодорожная ветка, и порт соединялся с Николаевской железной дорогой. Отличная задумка, но этот план ломал уже сложившиеся логистические маршруты, затрагивал финансовые интересы других купцов, выметал с рынка посредников и, сокращая сроки поставок, усложнял многим жизнь.
Нельзя сказать, что его не предупреждали. Издатель газеты «Молва» В.А. Полетика писал ему так: «Все за государство радеете, все спасаете его, а зачем? Теперь порт на свои деньги сооружаете. А государство не хочет, не нужно ему этого. Вы один целую чиновничью машину заменяете, да как удачно - и инженер, и организатор, и финансист. Помилуйте, чиновники тогда зачем? Друг мой бесценный, не позволят они вам этого, погубят они вас».
Путилов надеялся на свои связи, на деловую хватку, что на верху увидят очевидную полезность проекта и, учтя прежние заслуги, пойдут ему на встречу. Но против него объединилось слишком серьезное лобби, чиновничья машина повернулась своей бюрократической стороной, в кредитах стали отказывать, принятие нужных решений тормозить. Он начал терять время, а затем деньги, и к 1879 году оказался полным банкротом, что подкосило здоровье, и привело к смертельному инфаркту в 1880 году.
В завещании Путилов просил похоронить себя на дамбе Морского порта, куда, по преданию, рабочие несли гроб на руках 20 километров. В Советское время гроб достанут и сожгут в мартеновской печи его же бывшего завода.
Порт заработает через 5 лет после его смерти, сливки с этого проекта снимут уже другие люди.
На много-много лет он окажется персоной, о которой просто не будут вспоминать, но в наши дни ситуация поменяется и появится много хвалебных статей, его объявят чуть ли не родоначальником lean economy в России. При желании можно найти схожие моменты, но в случае с Путиловым, я думаю, дело не в lean economy. Прежде всего, он был отличным практиком, прагматиком на грани цинизма, который великолепно знал окружавшую business environment и понимал, что надо иметь высокое покровительство и уметь его правильно завоевывать. Не только взятками, с этим проблем не было, а отличным результатом работы, выполнением заказов точно в срок, желательно с опережением. Такой подход требует особой организации работы с непосредственными исполнителями. Однажды он написал царю: «Как ни трудна была задача, но, испытав в прежней моей деятельности удивительную способность русского народа и его собратьев финнов к механическим работам, я ни на минуту не сомневался в возможности исполнить повеление Вашего Императорского Величества».
«Удивительная способность» базировалась на том, что он отбирал самых смекалистых работников и давал им обрасти опытом, создавая условия, при которых люди не отвлекались на бытовые проблемы. На заводах была выстроена вся социальная инфраструктура: больница, школа, столовая, библиотека, даже театр. Ну и естественно хорошо мотивировал рублем. Рабочие зарабатывали от 18 до 50+ рублей в месяц в зависимости от квалификации, для справки средний российский чиновник получал 24 руб.
Это позволяло ставить перед своими работниками задачи, требующие настоящей teamwork, когда любой мастеровой мог высказать свое мнение наряду с инженером, внести рациональное предложение и не «получить по шапке», а получить премию. Всех (!) ведущих мастеров Путилов помнил в лицо и обращался по имени отечеству, подчеркивая свое уважение к их труду. За пьянство выгонял безжалостно. Какими способами правильно мотивировать людей, он знал отлично.
Все это позволяло давать нужный результат в нужное время: строить и запускать заводы, варить сталь, ставить рельсы, переделывать ружья, выполнять военные заказы и делать многое другое. Вот жаль только с портом не получилась …
Нашёл в Сети