Всё мировое богословие

Apr 09, 2018 22:15




Господи, как скучен Бибихин! "Когда я узнаю́ себя в другом, он необязательно узнаёт себя во мне, и никакими способами повлиять на его узнавание, обеспечить себе его, принудить к нему я не могу именно потому, что сам от него завишу."

Я такой хернёй в 25 лет страдал. Греки ошибались. Философия - любовь к смыслу, к истине, а не к мудрости. Философия и есть мудрость. А мудрость всегда ясна, незатейлива и проста. Мудрёные категории академической философии говорят не о мудрости, но о любви к изощрённости. К академичности. О любви к тому, чтобы быть мудрым. В самом худшем варианте - выглядеть мудрым. Тогда это любовь к тому впечатлению, которое производят. Нечто похожее на артистизм.

Но любовь к тому, чтобы быть мудрым отличается от любви к самой мудрости, и от мудрости как таковой. У ребёнка есть любовь к тому, чтобы быть взрослым, то есть взрослению. Ребёнок любит своё взросление, наслаждается им. Любовь к тому, чтобы быть мудрым ничем не отличается.
Если человек любит быть мудрым, то он не мудр. "Там, где есть стремление, ещё нет достижения". Полнота достижения мудрости исключает любовь к мудрости.

Философ не любит философию. Сказать, что ты что-то любишь - значит, выставить с этим дистанцию. То, что мы любим, никогда не есть "мы". Мы любим всегда иное. Любовь предполагает инаковость. Ребёнок любит взросление потому, что он пока не взрослый.

Любовь возникает как разрешение противоречия, как желание преодолеть разрыв между тем, кто любит и тем, кого любят. Любовь объединяет, и в этой любви рождается нечто третье. Ну, и что рождается из любви к философии? Философия же? Тогда это не любовь, но почкование.

Если из любви ничего не рождается, то это не любовь. Это онанизм, самоудовлетворение.

Любовь к самому себе есть абсурд. Эмоциональный онанизм. Любить себя - означает раздвоение личности. Как возможна любовь к себе? Что рождается из того, что я возлюблю самого себя? Возможна только любовь к идеалу "любви к себе", по типу детской любви к взрослению.

Человек всегда равен самому себе, он может любить себя не более, чем собственный позвоночник. Он может любить: взросление, умудрение, мудрость. Он может любить онанизм. Но он не может любить самого себя.

Любовь к самому себе есть нечто нездоровое. На такое только женщины способны. У них любовь к производимому впечатлению - как копыта у парнокопытных. Причём не всякие, но лишь те, с кем сложно в отношениях. Ибо чем больше человек любит себя, производимое впечатление, тем меньше он склонен понимать другого. И тем меньше способен любить иное, чем он сам.

Настоящая любовь всегда связана с самоотверженностью. В любви смотрят на другого снизу вверх. На такое способен тот, кто любит себя?

Любить себя есть психологическое извращение. Почему не назвать это прямо, просто и грубо - эгоизм, желание поставить себя выше других? К чему такое словоблудие?

Эгоист неспособен к любви. Эгоизм и любовь несовместимы. Тогда кого хотят обмануть любители доктрины "сначала полюби самого себя, и тебя полюбят другие"? Кто и когда любил эгоистов?

Сказать "я люблю философию" - значит, признать, что не философ. Это разновидность любви к самому себе. Понимание себя начинается не с любви, но с ненависти к себе. Пока мы равны самим себе, мы неспособны себя понять.

Высшая мудрость - познание самого себя. Но не в смысле бессознательных мотиваций и скрытых комплексов. В смысле познания себя как образа и подобия Божия. Как чужое изделие. Что во мне собственное, и что от Бога?

Настоящий философ философией живёт. Она есть его жизнь. Форма бытия. Он не отделяет себя от философии. Что в нём от философии и что собственное? Он любит философию не более, чем воздух, которым дышит. Да, его ценишь, но только когда не хватает. Но обычно его не замечаешь. Философ может даже устать от философии и сказать, что он её ненавидит. "Во многия мудрости много печали". Но любить - нет.

Может ли Бог любить Самого Себя? Нет. А потребность любить есть. Ведь Бог есть Любовь. Тогда Он выкручивается: создаёт иное. То, которое может любить.То, от чего ожидает ответной любви. В противном случае Ему не оставалось бы ничего другого, как возлюбить Самого Себя. А тогда Он самоуничтожится в такой любви. Стал дьяволом. Или женщиной - она же у нас дьявольский сосуд))

Бог творит иное себя, чтобы избавиться от любви к Самому Себе. Творя иное, Он избавляется от самолюбия. От своей "вечной женственности"))

Когда мы рассуждаем о себе и о другом, мы не сможем обойтись без категорий любви и Бога. Мы не сможем себя без них понять. Если есть иное, "другой", то уже есть любовь. Если есть любовь, то уже есть Бог. Всё мировое богословие можно расписать в трёх категориях.

богословие, психология, либерализм, философия

Previous post Next post
Up