Если идеологией считать патриотизм, то =>
Интересы общества сразу же становятся выше интересов отдельной личности =>
Человек ценен ровно постольку, поскольку приносит пользу обществу =>
Человек сам по себе не ценен =>
Каждый человек грешен, и, небось, только и думает как нажиться за счёт общества =>
Человек человеку волк =>
Доверять другому нельзя =>
Запрещено всё, что не разрешено. . Как то всегда и было на святой Руси
И тут я подумал вот что. А вдруг логика тут противоположная?
Человек человеку волк не окончательный вывод, но, напротив, базовый постулат, из которого вытекает всё остальное. А коль скоро оно так, то в конце концов мы имеем поиски всяких сверхценных идей, в надежде, что они нас всех исправят. Ну, или чтобы верить в них и не замечать кошмар окружающей действительности. Ведь факт остаётся фактом: многочисленные "духовные скрепы" почему-то не способствуют тому, чтобы мы жили лучше. Стало быть, они существуют не для улучшения жизни, но для самообмана.
Теперь конструируем прямо противоположную идеологическую систему. Она начинается... с конца.
Человек есть самое важное, он мера всех вещей =>
Интересы личности стоят выше интересов общества =>
Общество существует, чтобы личности было хорошо =>
Общество ценно ровно постольку, что обеспечивает разнообразные потребности личности =>
Каждый человек хорош, и от того, как ему будет хорошо, станет хорошо и всем =>
Человек человеку друг =>
Все отношения строятся на доверии =>
Разрешено всё то, что не запрещено.
А без насаждения сверхценных идей можно обойтись.
Когда люди хорошо живут, верят в общее будущее, то сами по себе становятся патриотами. Я один вспомнил про финнов в 39-м и массовые сдачи в плен русских в 41-м?