Дано: памятник в г. Сыктывкар. По идее создателей, посвящённый Великой Отечественной войне:
Жители города прозвали его "бабы жарят крокодила".
Почему народной сознание так его окрестило?
Скажете, по внешнему сходству? Не обязательно. Как представляется, народ (народное сознание) копнуло в самую суть. Народное сознание - тем более русское - вообще достаточно трудно обвинить в кощунственных интенциях.
Как я понял, женщины возлагают к вечному огню венок весьма странной формы. В нашей культуре женщины, как правило, иначе поминают память павших в войне. Нормальная женщина либо отнесёт цветы (конфеты) на могилу, либо поставит в церкви свечку. Возлагать венки у женщин как-то не принято. И если бы венок был такой, как мы все привыкли - круглой формы, а женщины, скажем, в коленопреклоненной позе, то, конечно, шуточного названия не возникло.
В любом случае, название касается не подвига павших в войне. Не знаю, как сейчас, а в начале 80-х годов, когда был воздвигнут памятник, точно не было принято над этим шутить. Оно касается неудачного художественного решения.
Народные названия всегда кратки, как правило, юмористичны, и очень точно схватывают суть дела. Скажем, магазины для ветеранов в СССР сами же ветераны называли "Спасибо Гитлеру" - поскольку там можно было купить дефицитные товары, которых не достать в обычных магазинах и в обычное время (не в конце квартала или года).
Безусловно, Гитлер тут ни при чём. Отношение к нему как было, так и осталось негативным. В этом названии народное сознание зафиксировало свой протест против тотального дефицита, отличающий советскую торговлю - а равно и недоумение, что в побеждённой и разрушенной Германии ничего подобного нет. Как вам покупка резины для автомобиля с записью по открытке за полгода?
Но вернёмся к нашим крокодилам.
О том же самом памятнике пишут: "Приведенное высказывание ("Бабы жарят крокодила") действительно является устойчивым выражением, закрепленным в речевой практике, существующим практически с момента открытия памятника (1981 год). Это обозначение никак не связано с темой скульптурной группы, также данное высказывание не является оценкой событий периода 1941-1945 гг. и самих участников ВОВ. Оно относится именно к той ассоциативной визуальной картинке, которая возникает у наблюдателей в тот момент, когда они видят перед собой обозначенную скульптурную композицию."
Ещё раз: народ, являющийся субъектом всего в России - не только власти, но и юриспруденции как таковой (ведь именно принятые в народе установки фиксируются в законах) вынес свой вердикт создателям памятника. Это сделал именно народ. В некотором смысле, название памятника после этого легитимизировано, обосновано, закреплено. Народ имеет право его так называть - как, кстати, и "партию власти", которую метко назвали "Едим Россию". В некотором роде, сигнал властям, что что-то надо менять. А если не нравится столь ясный сигнал - то пусть найдут себе другой народ.
Конечно, это наименование было сделано в народном сознании - не вполне прилично использовать его, скажем, в официальной речи - как неприлично использовать и простонародные выражения. Но в любом случае, власти, в решении суда обвинившие интернет-журнал виновным в публичном осквернении символа воинской славы и оштрафовав его на 200 тысяч рублей однозначно противопоставили себя народу. Ведь сетевое издание было поставлено в ситуацию, когда оно было вынуждено врать, не называя вещи своими именами. Подробнее об этой истории
здесь.
Народное название оказалось под запретом... Вдумайтесь в парадоксальность этой ситуации. А сам народ ещё не оказался под запретом? Ведь журналисты лишь повторили принятое в народе название. Если следовать строгой логике, то судебный иск надо предъявлять всем местным, придумавшим название.
И если интернет-изданию запрещено использовать принятое в народе выражение, то каким будет следующий шаг властей? Что ещё соизволят запретить?
Что скажет наша власть, всё более крепящая единство с Русской Церковью - по поводу массы русских народных примет, поговорок и пословиц, касающихся монахов и священников? Большинство их, как правило, нелицеприятны... Вот некоторые (из сборника Владимира Даля):
Деньга попа купит и Бога обманет (т. е. поп грехи скроет)
Врут и попы, не токмо, что бабы (о гаданье).
Коли б то быть зимою котом, летом пастухом, а на велик день попом!
Не наше дело попа учить, пусть его черт учит.
Не бывать попу в холопах, что холопу в попах. Лучше жить в попех, нежели в холопех.
Поп в гости, черти на погосте.
И у соборных попов не без клопов.
От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
Это поп, да не тот да переправленный, переделанный, раскольничий обычай).
Поп попа хвалит, только глазом моргает.
Поп со всего возьмет, а с попа ничего не возьмешь.
Встретил попа - не хорош выход (Поп, монах дорогу перешел)
Поп да дьяк, да порожние ведра - дурная встреча.
Поп, человек, соборованный, вдовец, холостяк, вдова, девка - недобрая встреча.
Будешь на том свете попа в решете возить.
Поп ждет покойника богатого, а судья тягуна тороватого.
Родись, крестись, женись, умирай - за все попу деньгу подавай!
Смелого ищи в тюрьме, глупою в попах.
Не бери у попа денег взаймы: у завистливого рука тяжела.
Завистлив, что поповские глаза.
Это попова дочка: где кормят, туда и ходит.
Пошел (он) глодать кости на попов двор.
Поповского брюха не набьешь.
Поповское брюхо из семи овчин сшито.
Если не ошибаюсь, все эти пословицы оскорбительны по отношению к определённой группе людей. Их запретят упоминать? А потом запретят и сборник Даля? Между тем, эти поговорки - тоже был определённый сигнал власти. Который тоже не услышали. И тут у меня возникает несколько вопросов.
Я искренне, без подколки, хочу понять: в чьих интересах обкарнывается русская культура?
Я правильно понимаю, что именно так, путём запретов и наказаний, власти сеют разумное, доброе, вечное... прививают нам любовь к Высшим Ценностям?
Я правильно понимаю, что это приведёт к прямо противоположному - о чём буквально вопиет русская история?
Или я понимаю неправильно? И я зря занимался всей этой проблематикой более 30 лет...
Теперь мы знаем истинную цель, ради которой был принят закон о кощунстве и оскорблениях. Власть использует его для всё большей сакрализации самой себя. Ладно бы противопоставление народу - этим отличаются вообще любые власти - но для обоснования претензий на неприкосновенность для критики и тотальную правоту. "Раз вы нас однажды избрали - мы навсегда знаем, как лучше. Знаем всяко лучше вас..."
Власти всё более угодно рассматривать себя как нечто божественное. Нет, неладно что-то с религией в Датском королевстве... Вакуум чего в общественном сознании нас к этому привёл? Компенсацией чего является сей уродливый процесс?
Все остальные детали происшествия не должны сбивать нас с толку и мешать видеть главное. Якобы некий читатель журнала "7х7" обратился в Роскомнадзор по Коми с требованием провести проверку и привлечь к ответственности редакцию. Он посчитал, что народное название мемориала «Вечный огонь» оскверняет символ воинской славы. Это в точности соответствует логике "гневных писем трудящихся", на которые так любили ссылаться власти в СССР, дабы провести очередное антинародное решение.
Не следует изображать государственные органы послушными орудиями в руках богоспасаемого общества. Суд имеет свою свободу - принимать иск, или не принимать. Если иск был принят, значит, власти были в нём заинтересованы. Под этот интерес обычно подгоняется и заключение экспертизы. О, как надоел этот тотальный прогиб перед властями всего и всех!
В нашем случае, суд отстаивал интересы не общества, но правящего класса правящей касты. Которая вздумала вдруг сакрализовать некоторые объекты и явления, очевидно, полагая, что это принесёт пользу России.
Не следует путать это намерение с общественными установками и реальными потребностями общества. Это очередная блажь, на которую столь богаты те, кто не имеет ни внешних, объективных, ни внутренних, моральных ограничивающих факторов.
Этот процесс сакрализации - ведущий ко всё большему противопоставлению народа и власти - будет тщательно отслеживаться в моём журнале. Ведь очевидно, что запущен процесс их противоборства. Власть своими действиями хочет определённым образом повлиять на народ. Допустим, актуализировать в общественном сознании понятия о Высоких Ценностях. Это как минимум - скорее всего, речь идёт о более отдалённых последствиях и куда более важных лично для власти.
Весьма интересно и поучительно оказаться свидетелем этих событий. Как народ, вместо того, чтобы смиренно поддаться и двигаться в указанном направлении, окажет внутреннее сопротивление - станет проникаться всё большей симпатией к тем, кто власти противостоит. Так, кстати, в нашей истории уже было.
Когда, наконец, отношения народа и власти перестанут осмыслять в категориях харда и софта? Какой софт инсталлировал - покорный хард так и будет работать.
Говорят, нет более волнительного зрелища, чем смотреть на огонь и течение воды. Нет, зрелище власти, роющей себе яму, куда интереснее. Мы все оказались свидетелями начала этого процесса.
Ссылка на сайт, где упоминается название памятника - «Медуза» - также не должно отвлекать от сути дела. Сколь бы ни был одиозен сайт, факты, взятые из него, не обязательно столь же одиозные. Скажем, Геббельс был среди наших врагов, а некоторые особенности работы лондонской пропагандистской машины подметил правильно.
Если бы российские власти - как в советский период, так и после него - осмысляли мир в понятиях сотрудничества с народом, а не безраздельного господства над ним, то либо ещё до возведения памятника вынесли проект на широкое общественное обсуждение (после которого он, конечно же, не был бы реализован) - либо организовали опрос общественного мнения по поводу памятника. Является ли он удачным - может, его снести и заменить другим? Ну, и конечно, не стали бы судить за принятое в народе название.
Мечты, мечты...