"...Это вопрос гораздо более серьезный, богословский и метафизический. Потому что он просто еще раз показывает степень какой-то, может быть, духовной катастрофы христианского проекта как такового. Мечта первого поколения христиан была мечтой об отмирании и государства, и закона. Время закона еврейского, римского прошло, теперь мы по благодати живем. Обновлены наши совести, наши сердца, сила любви, не закон любви, а сила любви пришла через Христа в наши сердца. И поэтому не нужны нам никакие суды, внешние формы даже и благочестия, а тем более какого-то регулирования сложных социальных отношений. Благодать Христова всех изменит. Это было настроение мистического анархизма. В ранней христианской церкви.
...Не обнулить, а именно изменить, умножить на миллион. Все доброе, что есть в людях. "Изолью духа своего в ваши сердца", и вы не будете иметь нужду спрашивать совета у старца, я юношам вашим пошлю видение. Именно это предсказывал еврейский пророк Иоиль, и христианам казалось, что именно это сбылось в минуту Пятидесятницы.
И вдруг оказалось, что мы застряли в мире закона, в мире Ветхого завета.
Что нужны суды, нужна иерархия старшие-младшие. Нужна какая-то дисциплина. Которая касается всего, начиная с того, носить платки или не носить. Уже апостолу Павлу приходится в это вмешиваться и в этом разбираться. А как быть с деньгами церковными, которые люди приносят в общую кассу, а потом эти копеечки прилипают к чьим-то конкретным ладошкам. Уже в деяниях апостольских эта проблема описывается. Кстати, я дьякон, а дьяконы впервые были установлены в церкви именно для этого. Чтобы апостолам не вмешиваться в финансовые вопросы. Чтобы они могли проповедовать.
М. Королева ― То есть дьякон должен был сидеть на кассе.
А. Кураев ― Заботиться о столах. Так сказано в Библии. Постепенно все получилось как у людей, а не как у святых ангелов. И в результате этот конфликт любви сурового права не был изжит. И хотя церковь это вроде моральное сообщество, но в то же время оказалось, мы не можем жить просто по морали. Причина проста. Оказалось, что нет в церкви совпадения иерархической высоты и морально-нравственной в одном и том же человеке. И вот отсюда возникла потребность в законе. Если я не могу быть уверен, что епископ всегда будет судить по высочайшим христианским мерилам, что его слова, поступки, деяния всегда будут совпадать с милостью и бескорыстием Христа, то мне нужен закон. Закон хоть в чем-то защищает меня маленького перед большим начальником. Конфликт морали и закона оказался неизжит: закон все еще нужен..."
http://diak-kuraev.livejournal.com/761547.html