В западном психоанализе подробно рассмотрено такое явление, как страх, но категории любви практически нет - она почти всегда сводится к инстинктам. Также есть такая категория - «базовое доверие к миру» - но это, по сути, неправильное понимание той же любви. Между тем, любовь лежит в основе человеческой сущности.
Апостол Павел говорил: «Любовь побеждает страх». Любовь и страх - как качели: место в душе человека, не заполненное любовью, занимает страх. Как страх в целом - перед бытием, там и вытекающие из него всевозможные частные страхи.
Как все начинается? Рождается ребенок. У него есть только мама. Большинство матерей любят своего ребенка, когда он еще в животе. Материнская любовь - это то, что формирует потом способность любить.
Такая любовь дается как зародыш. Она - первичное зерно, из которого потом вырастет отношение к дому, к любимым вещам, к Отечеству, близким, к Богу.
«Предзаложенное чувство - любовь матери, любовь родителей - развивается и превращается во все другие виды любви»
Предзаложенное чувство - любовь матери, вообще родителей - развивается и превращается во все другие виды любви. Если этого изначального чувства не было, то непонятно, из чего будет развиваться любовь - как вырастет растение, если не было зернышка? Если родители не любили, то еще неизвестно, сможет ли ребенок полноценно любить, ощутить любовь к другим? Сможет ли он получить радость от того, что его любят? Будет ли это ему нужно?
Это всё - базовая любовь. "Базовое доверие" - немного не то, следует говорить именно о первоначальной, базовой любви в человеке.
Всё куда сложнее, если рассматривать тот случай, когда родители совсем не любили, то есть отказались от ребенка ещё в детстве. Глубинная потребность в любви все равно есть, а материнской любви не было. В ядерной физике есть такое понятие - дырка. Грубо говоря, возникает некая пустота, которая должна быть заполнена.
В свое время, лет 30 назад, в деревне, мне приходилось часто проходить мимо детского дома. Маленькие дети от двух до шести-семи лет выстраивались у забора и кричали, указывая на проходящих мимо:
- Вон пошла моя мама!
- А вот моя мама!
- А вот мой папа.
Не имея реальных родителей, они «выдумывали» себе маму и папу.
У них любви не было, но они выдумывали некий виртуальный образ, который как бы нёс в себе недостающую им любовь. Такой вот суррогат любви. Потребность в любви - она все равно есть, но родители не восполнили её, не актуализировали, не "запустили" как процесс, не позволили ощутить в себе, потому что отказались от детей. Дети выдумывают нечто похожее, и как-то с этим живут. Не с настоящей любовью, но её "заместителем". Нетрудно видеть, что "базовой любви" такие дети не получили.
Итак, когда ребенок рождается, он получает определенный запас любви от родителей (хотя бы чуть - чуть). «Базовое доверие к миру», которое выдумал западный психоанализ, на самом деле полностью сводится к тому, что человек ощущает себя достойным любви и чувствует, готов чувствовать что мир любит его.
Для человека мир наполнен «живыми» объектами, потому что наше бессознательное анимирует все объекты, рассматривает их как своего рода божков, которые либо любят, либо нет. Как в древнем мире: все вещи вокруг - это боги, которых надо задобрить, чтобы всё было хорошо. И в нашем бессознательном это так и осталось, на самой последней глубине. Все окружающие объекты либо доброжелательны либо нет, они любят нас, либо не любят. Весь мир для человека либо наполнен любовью, либо не наполнен. Мы привыкли к этому и даже не замечаем, насколько много вокруг нас любви и как много любви к миру во всех нас. Потому что это базовая любовь, она присутствует во всём в "растворённой форме". Нормальные люди не замечают её, как не замечают собственного позвоночника. Но стоит его лишиться...
В «99 признаках» я писал: когда у женщины ломается машина, она относится к этому так, будто машина ее не любит, хоть женщина и не признается себе в этом. Женcкое отношение оказывается здесь ближе к истине. Если нас "не любят" окружающие предметы, а также люди (для нашего бессознательного всё в мире одушевлено) - то они оказываются нашими врагами, готовыми сделать что-то нехорошее, не поймёшь что. И тогда в нас поселяется страх. Своего рода «базовое недоверие» к миру. Такой глубинный страх и есть "базовое недоверие". Когда маленький ребёнок спит со своим медвежонком, то игрушка олицетворяет собою те любовь и добро, которые защищают от страхов перед темнотой и неизвестностью. Нас всех защищает от этих страхов "базовая любовь". Она - своего рода "универсальный медвежонок".
«Когда маленький ребёнок спит со своим медвежонком, то игрушка олицетворяет собою те любовь и добро, которые защищают от страхов перед темнотой и неизвестностью. Нас всех защищает от этих страхов "базовая любовь". Она - своего рода "универсальный медвежонок»
В этом тексте будут рассмотрены крайние полюса - либо любовь, либо недоверие. В действительности в каждом человеке есть любовь и страх, они представлены в разных пропорциях.
Если у ребенка было счастливое детство, то у него не будет страха перед миром. Если есть какие-то травмы, или «базовая любовь», тот самый изначальный потенциал родительской любви не был заложен (и впоследствии развит) правильно, то это место занимают всевозможные страхи, ощущение тотальной враждебности окружающего мира. Страх перед всем. Человек либо ожидает подлости от мира - неожиданной, непредсказуемой и обязательной, либо уверен в том, что вот-вот потеряет то немногое хорошее, что уже имеет. Он боится за тех, к кому успел привязаться.
Тертуллиан писал: «В глубине души каждая душа - христианка». Одним словом, христианство утверждает, что Бог, абсолютная Любовь, лежит на глубине души каждого. Но тут надо задать вопрос: а что лежит на самой последней глубине души? Не страх ли?
Что такое глубина души? Это то, что досталось нам от животного мира. Даже детёныш животного испытывает на себе любовь матери. Все-таки на самой большой глубине лежит любовь, а страх - более высокий уровень, следующий этаж. И они постоянно между собою конкурируют.
Если «базовой любви» нет, или её было недостаточно, то это место занимает «базовый страх». В этом смысле они не равнозначны, не равночестны, потому что любовь все-таки первична, а страх… это как в богословии - дьявол не имеет сущности в себе, он паразитирует на позитиве, на Боге. Тень - это место, где нет света, сама по себе она не существует.
Дьявол там, где нет Бога. Он сам по себе не субстанционален. В случае со страхом то же самое. Страх сам по себе не субстанционален - он занимает то место, которое должна занять любовь. Страх - это то, что заполняет пустое место, где не оказалось «базовой любви». Это то, что заполняет вакуум любви… только страх и ненависть, больше ничего.
Что такое дьявол? Это не только ненависть к Богу. Получается так, что в дьяволе есть еще и страх. «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Страх, на самом деле - такая черная материя, которая занимает то место, где нет любви. Если «базовая любовь» это место заняла, то страха уже нет, и в этом смысле можно понять слова апостола Иоанна, когда он говорит, что «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18). Это так есть в чисто психологическом понимании.
Человеческое существо определяется балансом страха и любви. Такое чувство, что человек - это сосуд, который наполняется либо страхом, либо любовью.
Для человека либо мир состоит из любви, либо в мире доминирует враждебность. Отсюда можно сделать логический переход, что злой человек - человек, живущий в одном только страхе, у него страх доминирует. Ибо «базовая любовь» обязательно связана с верой в добро.
Откуда берутся подлые, плохие, недостойные люди? Подловатость вытекает из того, что мир для таких людей не наполнен любовью. Если в человеке доминирует страх, он начинает вести себя недостойно. Количество изначальной любви, «базовый позитив» ведет к тому, что мы начинаем вести себя достойно, то есть предпочитаем добро, а ее зло. Ведь выбор в сторону добра требует всегда больших усилий. Ведь добро никогда не бывает так же привлекательно как зло. Тот, у кого было больше любви в детстве, становится более сильным человеком.
«Тот, у кого было больше любви в детстве, становится более сильным человеком.»
Что такое христианский Бог? Что Он для нашей души? Его можно понять как Абсолютную Любовь мира к нам. Бог любит нас, и, зная это, будучи уверены в этом, даже несмотря на наличие множества зла в мире, мы выбираем добро. Ибо всегда есть Абсолютная Любовь, идеал к которому можно стремиться. Любовь круче.
Даже если мы сталкиваемся со злом, наличие в нас Абсолютной Любви - а в мире любящего, доброго Бога - помогает нам преодолеть это зло. Здесь следует перейти к понятию «Бог в душе». Абсолютная любовь, существующая в душе человека, помогает преодолевать это зло и тем самым не бояться. Человек с такой Любовью оказывается сильным. Он способен преодолеть страх. Человек чувствует, что у него есть могучий сообщник, который поможет преодолеть этот страх перед частными объектами.
Первичная "базовая любовь", полученная от родителей, постепенно развивается в нас до ощущения Абсолютной Любви, и она вытесняет страхи, дает силы бороться как с ними, так и делать ежедневный выбор в пользу добра. А если такой Любви нет, то у нас нет стимула бороться, нет веры в идеал.
Внутренняя глубоко сидящая в нас вера в Абсолютную Любовь и добро как ценность более важную, чем зло, и есть «Бог в душе», она позволяет нам бороться со всевозможными страхами, является последним аргументом, как бы гарантией того, что мы победим зло. Нет ощущения Абсолютной Любви в душе - нет смысла преодолевать зло. Мы можем слиться с ним, не замечая этого. Если для человека нет этой Абсолютной Любви, для него не существует и добро. Он как бы мечется между добром и злом, у него нет выверенной, определённой твёрдой системы координат. В любой момент зло может стать системой отсчета. Человек оказывается слабым. Тогда мы говорим что у него нет «внутреннего стержня».
Итак: если мы получили заряд изначальной любви от родителей, если жизнь наша у нас сложилась так, что у нас в глубине души сформировалась вера в некую Абсолютную Любовь, которая помогает нам бороться с жизненными трудностями и которая позволяет быть сильными - в ситуации выбора становиться на сторону добра. Базовая Любовь, которую христиане называют Бог, позволяет перебороть страх перед «злыми» объектами, выбирать добро и самосовершенствоваться. Базовая категория души есть любовь.
«Базовое доверие к миру» - это вера в любовь. Следующий этап - абсолютизация Любви до уровня общей категории, до уровня веры в неё, которая даёт нам силы бороться со злом и преодолевать всевозможные страхи. Последний этап - когда мы осознаём, что эта любовь и есть Бог.
И даже хотя бы виртуальное присутствие Бога уже позволяет мобилизоваться, потому человек знает, что Бог с ним. Он необязательно должен помогать человеку физически; сама мысль, что Он есть, что есть абсолютное Добро, уже помогает. Если абсолютной Любви нет, в нас появляется страх; здесь возникает своеобразная вилка - с одной стороны, мы можем искать Бога (послания апостола Павла: «Наше сердце все время мучается, пока не упокоится в Боге»), либо мы идем по пути борьбы со страхом и заглушения его паллиативными средствами (алкоголь и т.д)
Что такое страх?
«В западной экзистенциальной философии человек в принципе одинок. Поэтому появляется и становится всё более значительной категория страха. Она неизбежна в культуре, не признающей Абсолютной Любви и Истины»
В западной экзистенциальной философии человек в принципе одинок. Поэтому появляется и становится всё более значительной категория страха. Она неизбежна в культуре, не признающей Абсолютной Любви и Истины.
По своей сути, страх - боязнь оказаться без Абсолютной Любви. Без Добра, в которое можно верить. Страх - мир, где нет Бога. Если такого Абсолютного Добра нет, мне страшно.
Человек в своей жизни имеет выбор - либо выбирать добро, искать в себе Абсолютную Любовь, или придумывать средства, как заглушить страх, который поселится в глубине души.
Здесь имеет смысл вспомнить Ветхий Завет, когда Каин убивает Авеля. Самый крайний случай преодолевания страха - это убийство Бога. Сальери, который убивает Моцарта, - он же убивает Бога. Он убивает Любовь. Он не оставляет себе надежды, шанса.
Благодарности:
borey3 - за обсуждение проблематики и ценные дополнения.
inessa-ph - за обсуждение проблематики, набор текста и огромную работу по его литературной обработке.
Любимой девушке - за вдохновение) И вообще за то, что она есть))