Реформы начинаются с веры. Причём не с вдохновенной, сиюминутной веры как у "майдановцев", что всё можно решить нахрапом, а с глубинной, подлинно. С изменения менталитета.
Самое главное, коренное заблуждение украинцев, лежащее в основе всех остальных заблужений
- что они европейцы. Однако географическое положение не является решающим. Можно вывести девушку их деревни, но нельзя вывести деревню из девушки. Украинцы сохранят свой менталитет где бы они не находились. И этот менталитет в самых главных своих основаниях противоречит европейскому. Поскольку в своей основе православная цивилизация противолежит католической.
Как же так случилось, что православный народ стал считать себя европейским? Запад сумел убедить весь земной шар, что самое главное - это развитие. Навязал всем эту веру. В её контексте он автоматически оказывался самым праведным и передовым, а для совсем малоразвитых - своего рода мессией, спасителем от затхлой традиции. Множество стран предпочло тут же забыть о собственной вере и традициях и переключиться либо на слепое копирование западных, либо на развитие по тому же принципу. Надо быть достаточно сильным, чтобы противопоставить себя Европе, малым нациям это не под силу.
Это заблуждение напрямую, практически неразрывно связано с противопоставлением себя русским, как бы идёт с ним в одной связке. Выглядит оно так: "мы не такие, как русские, мы - европейцы. Потому что не признаём режим, подобный путинскому". Типа, мы не русские потому, что европейцы. Мало кто понимает, что для украинца противопоставить себя русскому - значит, признать себя европейцем. Это такая наивная детская вера. К вхождению в НАТО она отношения не имеет. Это такой "нас возвышающий обман", но в случае с украинцами он нуждается в дополнении в виде отвержения своей русскости. Украинцы усвоили европейски-высокомерный взгляд на русских, при этом забыв, что сами - малороссы. И что такое высокомерие не только делает их посмешищем в глазах Запада, но и духовно обедняет. Всегда обедняет предательство по отношению к собственным корням. Никогда не идёт впрок. История не прощает такие вещи.
Следующий этаж заблуждений, вытекающий из двух предыдущих звучит очень странно: "Майдан". "В отличие от русских, мы бунтуем, а значит, мы - европейцы". Логическая цепочка выглядит следующим образом: "мы - европейцы -> мы против всего русского -> мы бунтуем". Коль скоро русские не устраивают у себя майданы, то они - не европейцы, но рабы. А мы, коль скоро бунтуем - европейцы.
Таким образом, бунт для украинца - самое важное доказательство его европейскости. Под каким бы соусом, с каким бы аргументами он не примирился с существующей властью - тут же начинает причислять себя к русским, а это для него смерти подобно. Ведь собственной вере он уже изменил. Считай, одной ногой в Европе. Таким образом, идеальный европеец, в восприятии украинца - майдановец.
Наконец, с Майданом связан новый виток важных заблуждений. Первое, самое главное - что сама майданная активность ведёт к коренному переустройству общества. Превознесение Майдана, вера в его конструктивное значение - это такой хохлятский карго-культ, примитивно-местнически понятая Октябрьская Социалистическая революция. В действительности, смена власти ещё к коренному переустройству не ведёт. Ведёт смена элиты, смена идеологии, и готовность народа их поддержать - и всё это одновременно. Культ Майдана - одно из ключевых заблуждений украинцев. Нетрудно видеть, что для украинцев Майдан есть нечто аксиоматическое. И в голову не приходит, что были иные возможности избавиться от правительства Януковича.
Далее, по мнению этих простых, и в сущности, добрых людей, Майдан неизбежно должен породить новых лидеров. Которые, очевидно, появятся из ничего. Этого, однако, не произошло - что наблюдателям из России было ясно с самого начала . И этот факт более всего должен был показать украинцам, что у них есть обожествление "Майдана" в сознании. Культ бунта, о котором я подробно писал в декабре. Это и есть та самая разруха в головах. И что здесь является первичным - любовь к бунту, из которой следует отвержение русскости и отнесение себя к Европе, или отвержение православия - Бог весть.
Наконец, остаётся вера в реформы. Выглядит это следующим образом: "За счёт Майдана мы свергнем старое начальство, и выберем новое, которое будет бояться следующего Майдана и из этого страха начнёт заботиться о народе и проводить необходимые реформы". Нетрудно видеть, что и в данном случае Майдан выступает как божество, страх перед которым вынудит начальство вести себя нехарактерным для него (славянского начальства) образом.
Сами по себе реформы (и уж тем более их провозглашение) ничего не решают. В них верят лишь ограниченные люди, представляющие общество в виде чего-то похожего на компьютер, а реформы выступают в качестве софта. Тогда и лидер, которого все жаждут, и который реализует реформы - юзер, установивший софт. Чаще всего, под лозунгами реформ происходит разграбление страны, то есть её деградация. Достаточно вспомнить, как часто говорил о реформах президент Б. Ельцин.
Это представление в корне неверно. Человеческое общество имеет свою внутреннюю динамику развития. Оно может быть готово поддержать реформы, или неготово, и они останутся на бумаге. Действительно, их тогда можно провести - но лишь диктаторскими методами. Но и в этом случае народ должен эти методы поддержать, как то мы видим в Белоруссии.
Весьма поучительно проследить за эволюцией
ibigdanа. Весьма поучительно ознакомиться с коммами под
этой записью. Как ни странно,
ibigdan - лакмусова бумажка, наиболее точный показатель настроений в украинском обществе. А равно, и интеллектуальном состояния его. Сначала он только и делал, что говорил о "европейском выборе" и противопоставлении России. Шёл в точности по моему списку. Сейчас
ibigdan и его комментаторы о Европе уже не упоминают. Начали верить в реформы. Но не могут найти правильного лидера. Впрочем, многие в Майдан продолжают верить. Мол, нужен полный Майдан, окончательный.
Никакой самый лучший план реформ, никакие самые красивые идеи не помогут, если под них не подведён идеологический базис. И если этот базис неверен по своей сути, то захлебнутся самые лучшие реформаторские планы и самые честные и высокие намерения. Один человек не может сломать систему - если система не готова к такой поломке, не верит в то, что её уже пора сломать. В 1917 году для подавляющего большинства думающих людей было ясно, что самодержавие обречено. В 1991 году было ясно, что советский строй выродился, не имеет права на существование. Не буду рассуждать здесь, в какой форме было с ним покончено, замечу лишь - с типично русской лихостью.
Кроме того, представление о том, что будет построено, должно быть адекватным. У нас, русских, в обоих революциях адекватного представления не было. В 1917 верили, что построят самый настоящий коммунизм (вместо него получился "азиатский способ производства"), в 1991-м - что у нас будет самая настоящая Европа. На самом деле, мы идём к государственно-монополистическому империализму.
Правильный лидер всегда связан с правильной верой основной части народа. Если народ неправо верует - то у него не появится такой лидер. Он не может появиться сам по себе, как чёрт из табакерки, из ничего, из Майдана, если правой веры нет. Он всегда существует на некой идеологической платформе, как гриб в лесу на грибнице. В каком-то смысле, его наличие и есть показатель правильной веры. Такой лидер есть персонификация, органическое выражение правильных идеологических построений в головах самой широкой народной массы. Эти построения - всегда первичны. Если правильного лидера нет - стало быть, надо прежде всего в головах искоренять разруху. Есть чрезвычайно глубокая метафизическая связь между типом лидера и народной верой, и она лучше всего отражается поговоркой "сердце Государево - в руце народной", хотя подойдёт и общепринятое "каждый народ имеет того правителя, которого заслуживает".
Так вот: украинцам следует покончить со всеми перечисленными заблуждениями. Именно в них корень всех бед. И начать следует со своей "европейскости", однозначно мнимой. Проблема лишь в том, что к правильным взглядам украинцы могут придти лишь после того, как набьют себе новых шишек на майданах.