Лондон уже 200 лет считает Россию своим врагом

Mar 03, 2013 20:03


Экс-посол Великобритании в Ташкенте Крэйг Мюррей решился рассказать все, что он знает о грязном мире британской дипломатии. Несмотря на травлю, которую организовали против него власти. Некоторые цитаты:

"...Дипломаты хорошо понимают цели российской политики, но проблема в том, что они рассматривают их как прямо противоположные британским политическим интересам, поэтому Россия воспринимается как соперник и потенциальный враг. Что удивительно - это длится столетиями. Например, первая англо-афганская война, о которой я сейчас пишу книгу. В 1839 году Британия предприняла первую попытку захватить Афганистан только из опасений, что и Россия намерена захватить эту страну, а затем и британские владения в Индии. Из-за этого совершенно не соответствующего действительности представления Великобритания оказалась втянута в самую провальную войну в своей истории. Великобритания ошибочно видит в России соперника и потенциального противника на протяжении уже 200 лет.

- Это был период так называемой Большой игры - соперничества между Британской и Российской империями за господство в Центральной Азии, время больших шпионских страстей.

- Все верно. Британия боялась расширения влияния России в Центральной Азии и Турции, что могло привести к Крымской войне. Боялись британцы и потенциального вторжения России на территории Британской империи. На протяжении 19-го века в английских СМИ появлялись сюжеты о том, что русские солдаты высадились в Абердине. Страхи эти живы до сих пор и никуда не исчезали ни во времена Российской империи, ни во времена СССР. Россию считали противником и боялись вооруженного конфликта.

- Получается, что независимо от того, кто находится у власти в России, страну все равно считают противником и угрозой?

- Так и есть. Но в действительности Россия никогда не представляла реальной угрозы Лондону. Россия никогда не собиралась нападать на Великобританию и сейчас не собирается. Потрясающе, как это ложное восприятие годами влияло на двусторонние отношения.

- Как вы думаете, что бы изменилось, если бы британские дипломаты в Москве ходили не только на коктейльные вечеринки?

- Я думаю, что они открыли бы для себя огромную страну, полную богатств, которая переживает непростой период перехода от коммунизма к экономике картелей и к демократии. Я не из тех, кто полностью одобряет внутреннюю политику и ход развития демократии в России. Я считаю, что ей есть еще над чем работать, но в перспективе Россия движется в правильном направлении. Только представьте себе, скольких усилий требует переход от коммунистической системы СССР, номенклатуры, сокращения населения - на это требуются десятилетия. Теория о том, что все эти проблемы можно решить за 5-10 лет и стать стабильной демократией с развитым капитализмом на западный манер, - просто нонсенс. Я думаю в этом и есть часть проблем с британскими дипломатами - их ожидания не соответствуют реальности.

В ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ЗАПАДА - КОММЕРЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

... Одной из моих должностей в британском Министерстве иностранных дел была должность заведующего отделом по отслеживанию иракских закупок оружия. Мы очень хорошо знали, что у Ирака не было оружия массового поражения, поэтому заявленный предлог для вторжения в Ирак был заведомо ложным... Тем не менее именно дипломаты подготовили обоснование вторжения и представили его в ООН. Я говорю так, потому что это были люди, которых я лично знал и с кем вместе работал. Эти люди прекрасно понимали, что сведения ложные...

- А по чьему приказу? Как вы считаете, почему они это сделали?

- Здесь сложная подоплека. Отчасти - их поставили перед фактом. Можно вспомнить, как мы постоянно выставляем Россию врагом Великобритании, тогда как Россия совершенно не является врагом. Здесь затронуты сильные экономические и политические интересы. Каждому правительству нужно предъявить миру врага, чтобы оправдать свое существование и финансирование. Я имею в виду военные структуры и службы безопасности. Там есть лица, которые положили в свой собственный карман миллионы и даже миллиарды долларов в результате вторжения в Ирак.

- Разве они были настолько влиятельны, что смогли заставить дипломатов солгать и направить правительство Тони Блэра по ложному пути?

- Разумеется, они очень влиятельны. Я хотел бы подчеркнуть одну очень важную мысль, которую всегда надо помнить: в так называемых западных демократиях все ведущие политики почти без исключения руководствуются сильными экономическими интересами.

- Это же является определением коррупции.

- Да, и я считаю, что западное общество чрезвычайно коррумпированно, к сожалению. За примерами не надо далеко ходить. Они есть и в Великобритании. После избрания Дэвида Кэмерона первым гостем в его премьерской резиденции был Руперт Мэрдок (медиамагнат. - Ред.), причем он зашел не с главного входа, а с черного, чтобы его не видели. Я понял, что мир дипломатии и международных отношений - очень грязный мир, в котором вопросы войны и мира, политических союзов, шагов, в результате которых, как в войне в Ираке, может последовать смерть сотен и тысяч людей, решаются на основании коммерческих интересов лиц, которые рассчитывают получить огромные прибыли от проводимой политики. Я пришел к выводу, что это основа всей западной внешней политики, поэтому я решил, что не могу сознательно продолжать этим заниматься...

- Это снова рисует сомнительную картину того, что происходит в высших эшелонах британской дипломатии.

- Боюсь, что это правда. Все это отдает безвкусицей и неприемлемо в гораздо большей степени, чем кажется. Я должен сказать, что меня глубоко разочаровала реакция общественности и прессы относительно того, о чем я сообщил. Тогда, в 2005 году, когда я заявил, что мы получаем разведданные посредством пыток, я надеялся, что общественность будет в ярости и что политические круги и пресса объединятся, чтобы положить этому конец. Но конец этому положен не был. Политики объясняли это тем, что "нам нужно спасти жизни британских подданных, нам нужно бороться с терроризмом". Они пытались избежать этого вопроса, а там, где им все-таки приходилось давать ответы, они говорили "мы не оправдываем пытки, мы не являемся инициаторами пыток". Но когда их спрашивали, прибегает ли к пыткам кто-нибудь, кто занимался этим для нас, они говорили: "Да, мы полагаем, что эти сведения получены в результате пыток и это было необходимо для обеспечения безопасности британских граждан". Что-то здесь не так, я был в шоке, что меня не поддержало большее количество людей. Я думал, что, обнародовав эти данные, я смогу изменить что-то, но я ошибался. Все, чего я добился, это то, что правительство подвергло сомнению мою репутацию."

Наводчик: alexandr-palkin

цитаты, Запад_как_он_есть

Previous post Next post
Up