"Попса" и народная музыкальная культура

Jan 13, 2013 19:28


(расшифровка диктофонной записи)

КБ: Музыка должна выражать чувства, мысли и переживания современного человека (в смысле - человека её времени).
Обычный человек, обыватель (который и нуждается в песенной культуре) не рефлексивен, рефлексивен только человек_творчески_выражающий, и потому собственные мысли для обывателя являются темным лесом, выступают не в обобщенной форме, но как некие не всегда осознаваемые переживания.
Но человек нуждается в том, чтобы взглянуть на эти переживания, вообще на свою жизнь, со стороны, как раз в обобщенной форме, и в то же время почувствовать общность с другими людьми, которые испытывают те же самые чувства в схожих ситуациях.

Для этого и существует низовая песенная культура, которая в сложной символической форме и обобщает эти переживания и мысли. Ведь если возникло какое-то фольклорное произведение, значит, у широкой массы людей была в этом потребность, в выражении именно данных переживаний. Песенная культура возникла очень давно, и с самого начала выражала поле жизни человека.

Кроме того, фольклор должен настолько обобщать переживания и опыт конкретного человека, чтобы благодаря этой песне он видел выход. В идеале самая простая песня или частушка, преувеличенно выражаясь, дает человеку выход из каких-то жизненных ситуаций, показывает ему, что в такой ситуации оказывались многие, и что имеется готовое решение. Или показывает, что так легче смириться с существующим положением. Благодаря фольклору, индивид имеет возможность сопоставить свой опыт с общим опытом, не вариться в собственных переживаниях, выйти за рамки индивидуального существа.

При социализме нам показывали совершенно иную, массовую песню, пропагандирующую социалистические ценности и их превосходство над тем же Западом, силу молодости, уверенность в будущем процветании общества, и так далее. Вроде бы, пропагандировали правильные вещи, но у нас не было ощущения, что эта музыка выражает наши чувства, берёт за душу. Чувства простого человека оказались не выраженными, не нашли своего воплощения, и потому нас всех откровенно тошнило от этой массовой советской песни. Государство же продвигало этот жанр в воспитательных целях.

Что теперь нам показывают по телевизору? «Попсу». И вот тут возникает самый интересный вопрос: выражает ли «попса» чувства современного простого человека? Даёт ли ему выход?

Ек.: Конечно. Скажем, все «девчачьи» группы поют песни про типичные истории любви, и благодаря им девочки-подростки чувствуют, что их чувства разделяются: «Как про меня написано». Они находят в них требуемое: обличение их чувств в слова (пусть и очень примитивные) и уверенность в том, что они в своих переживаниях не одиноки.

КБ: Скорее всего, это не так, и вот почему. На "попсу" нельзя переносить название песенной культуры, низовой культуры.
"Попса" создана для зарабатывания денег, это культура, паразитирующая на человеческих переживаниях, и если она и попадает в точку, это скорее совпадение, а не цель.

У "попсы" нет цели попасть в чувства, это музыка для развлечения. А народная песенная культура была не совсем развлечением, она шла от души. Народ выражал то, что было у него внутри, а это только развлечением назвать нельзя. Это разновидность народного творчества, одна из важнейших форм, в которых осуществляется общественное сознание.

"Попса" же как музыка коммерческая навязывает народу определенные модели поведения и стиль жизни. При СССР той же массовой музыкой навязывался аскетизм, а при либерализме - развлечение и удовольствия. Но поскольку никакой другой песенной культуры не существует, или она задавлена монополией "попсы" в телеящике, девочкам-подросткам (да и, собственно, любому обывателю) приходится попросту выбирать из ассортимента то, что им близко.
Еще важно то, что поют на кухнях. Причем не обязательно девочки-школьницы, а скажем, 20-летние парни. И они будут петь не "попсу", конечно. Они будут петь, например, Шевчука.

Ек.: Ну, или т.н. шансон. Или армейский фольклор, если собравшиеся в компании были в армии.

КБ: Да, если эти песни выражают их общие чувства. Но попса не выражает низовую песенную потребность. У нее другие цели, задачи. А вот народная песня именно что ставила такую задачу выражения чувств простых людей, она показывала им стандартные жизненные ситуации. Когда человек видит отражение своей непростой жизненной ситуации в народной песне, то он чувствует облегчение. М наоборот: неопытная молодёжь, приобщаясь к музыкальной стихии, может вырабатывать у себя иммунитет к разным жизненным трудностям. По крайней мере, в традиционном обществе так и было.

В этом смысле "попса" ближе к советской официальной массовой песне, чем к народной. И то, и другое навязывается нам властями, и нашей жизни нисколько не выражает.

И тут мы возвращаемся к тому, с чегр начали. Сейчас не существует направления, которое бы отвечало народным потребностям в песне. И потому появляются андерграундные певцы типа Игоря Растеряева, выкладывающие ролики в Ютюбе. То есть форма хождения народных песен, действительно, видимо, переместится в интернет.

У песенной культуры есть еще один аспект. Не только содержание поэзии, но и сама музыка - мелодия, интервалы, мелодические обороты и скачки - все это тоже соответствует своему времени и тоже является отражением потребностей времени. Каждая эпоха требует своего стиля - тяжелый рок, диско, и т.п. Достаточно вспомнить, как в период краха СССР была популярна "Ламбада", каждая музыкальная фраза которой призывала к чувственности и освобождению. Здесь вполне применимо рассуждение Эдуарда Фукса, что мода случайной не бывает, она всегда есть отражение духа и потребностей времени. Я рассматривал это в тексте "Богословие музыки и энергия этноса".

Ек.: Возможно, мы сейчас и не должны выискивать какую-то определенную народную музыку именно в силу того, что сейчас как никогда есть возможность выбирать и существует множество стилей. И никакой общей народной музыки нет, а просто каждый выбрал себе направление по душе, и в каждой паре наушников в метро звучит свое? Может, эта музыка и паразитирующая, но другой, интегрирующей, уже и не может появиться?

КБ: Нет, это неверно. Все равно существует господствующее направление в музыке в востребованной широкими массами народа песенной культуре.

Ек.: Сейчас широкими массами востребована эстрада, которую ты назвал паразитами.

КБ: Все равно существуют какие-то более-менее устоявшиеся мелодии, некий общепринятый стиль. Допустим, десяток самых первых групп, которые больше всего слушает молодежь.

Ек.: Ну это же паразиты??

КБ: Не обязательно. Музыкальный стиль выражает дух времени. Типичный пример - музыка 50-х годов в Европе. Стиль буги-вуги является отражением процесса разрушения традиционной культуры (точнее, остатков её), что ещё более заметно в стиле танца. Смотри, как двигаются мужчина и женщина в традиционном танце. Движения женщины всегда плавные, они отражают женственность и грацию: "смотри, какая я красивая". Движения мужчин отражают идею мужественности, что особенно хорошо видно по движению ног. Ноги вообще выражают в танце самые главные намерения)) Традиционный танец выражал идею ухаживания. Вообще, ухаживание - один из самых мощных элементов человеческой культуры. Всё это хорошо описал Алексей в статье "Мужчина и женщина в народном танце".

Стиль "буги-вуги" ломает этот стереотип. Мужчина своими движениями начинает выражать не свою мужественность и энергичность, он акцентируется на области гениталий. Движения рук и ещё более ног как бы говорят: "Я хочу тебя". Американские девушки вопили от восторга именно по поводу движения бедер Элвиса Пресли. В чём достоинство этого певца? Он сумел нащупать дух времени, выразил его в песне и танце. А суть этого духа в том, что окончательно отмирала Традиция, место ухаживания занял секс.

image Click to view



Согласись, мужественность и сексуальность - всё же разные вещи? Мужчина - прежде всего, воин, защитник и добытчик, уже потом он сексуальный актор.

Движения женщины в рассматриваемом танце также показывают не идею женственности, но желание отдаться. Существует пропасть между Традицией и современной культурой. Достаточно взглянуть на танцы кавказцев в центре Москвы - кавказцы там ещё, в традиционной культуре. А мы - в мире, где один секс.

Сейчас мы в этом обсуждении уже перешли от народной музыки к эстраде. 10 лет назад доминирующие группы были одни, сейчас - другие. Если опросить 1000 человек 25-летнего возраста, то можно на основе их предпочтений выявить 10 самых популярных групп.

Ек.: Из этих 10 групп каждая будет принадлежать к разному направлению, а то и к разному времени! Их нельзя будет свести к какой-то одной тенденции, которую ты хочешь найти.

КБ: Можно будет. Средствами музыкального анализа можно будет вычленить музыкальные обороты, которые соответствуют духу времени. Все это можно сделать. Если бы я этим занялся, я бы смог тоже это вычленить. Наверняка этим занимаются музыковеды. Есть специальные средства музыкального анализа. Будут выявлены определенные ритмы, характерные мелодические обороты, которые выражают дух нашего времени, дух поколения. Это всегда есть, просто надо мыслить наиболее обобщенно. Характерный пример - знаменное пение допетровской Руси, не имеющее характерного движения мелодии, выражающее страсть, и послепетровская западная мелодика, те самые три "блатные аккорда". Я анализировал это в отдельной записи.
Поэтому нет такой ситуации, что каждый слушает в наушниках абсолютно свое и не существует общности. Общее направление всегда есть.

Я думаю, что разрыв между эстрадной и народной музыкой с каждым поколением увеличивается. Поэтому не понятно, что дальше будет с нашей песенной культурой.

Ек.: А сейчас она есть? Ну, кроме Растеряева?

КБ: Да, есть еще. Я недавно нашел еще одного автора, который в стиле рэп читает очень интересные стихи по поводу критики правительства.

То есть можно рассматривать две тенденции. Первая - песенная культура постепенно, с каждым поколением, вырождается, и вторая - она все равно будет существовать в новых формах. По какому сценарию мы идем, до конца непонятно.

Еще можно сделать предположение, что если цивилизация идет на спад, то у этой цивилизации будет все более вырождаться народная культура. Может, вырождение этой культуры и есть индикатор упадка. А на первый план при этом выходит официальное искусство.

Ек.: Так речь о вырождении всей народной культуры или только песни? Фольклор - это же не только музыка. И как раз другие формы народного творчества у нас прекрасно живут и не вырождаются - все эти интернет-комиксы, демотиваторы, мемы, анекдоты, интернетский фольклор - это и есть современная народная культура, просто изменилось поле ее существования, ей наиболее удобно существовать и распространяться в интернете. И тут-то единство есть! Люди смотрят, перепощивают, сочиняют свое, и это творчество разделяется многими, в отличие от той же музыки Растеряева. И пусть бы при этом у каждого свой наушник!

КБ: Да, это так. Но интереснее рассматривать именно музыкальную культуру, так как в этом я хоть что-то понимаю и достаточно давно этим занимаюсь. Кроме того, я создал собственную философию музыки. Это та тема, о которой я могу обобщенно судить, вижу ее перед внутренним зрением. А демотиватор хоть и является формой народного творчества, но возможно, это какая-то преходящая форма, а через 10 лет они выродятся.

Ек.: Естественно, что эта форма обусловлена текущим способом устройства жизни и коммуникаций, техническими возможностями. Ну, и модой. Через 10 лет войдут в моду другие картинки, с учетом еще и новых способов презентации изображений.

КБ: Так вот, философии интересны более устойчивые формы, существующие тысячелетиями, типа народной песни. Вот Игорь Растеряев - народный певец, он же не профессионал, по крайней мере, пытается им быть.

Ек.: Ну так и интернет-комиксы и демотиваторы можно рассматривать как эволюцию того же лубка. Тоже веселые сатирические картинки, показывающие народный взгляд на происходящее вокруг. А между лубком и интернет-картинками можно поставить газетные карикатуры.

КБ: Да, вполне может быть, функция та же самая.

Ек.: Это потому, что «жанров», форм существования фольклора-то не очень много: что-то аудиальное (музыка - песни, частушки, потом - условно говоря, «проза» - анекдоты, байки, сказки, речевые обороты, сленг), визуальное (картинки, вышивка там, резьба), танец… Только их выражение, форма существования, способы распространения, материальный носитель, понятно, меняются. И вот с песней как раз интересно, она, получается, стоит особняком. Все-таки мне кажется, что единая низовая песенная культура уже отмирает, предпочтения слишком размываются. Ну кто сейчас, какой процент, слушает Растеряева? Он всего лишь - один из многих «наушников».

КБ: Нет, я уверен, что это не так. У Растеряева первый клип про комбайнеров собрал 1,5 миллиона просмотров. Очень многие его посмотрели.

Ек.: Потому что из них, наверно, миллион с небольшим посмотрели его «по приколу», для смеху, мол, «ржака, деревенщина про комбайны поет!» А не с тем расчетом, что это, очевидно, душевная песня, которая нам наверняка понравится, и мы ее выучим, и будет распевать на застольях.

КБ: Уверен, что нет. Во-первых, я не настолько музыкален, чтобы рассуждать, насколько воспроизводима его песня, да и аккордеон есть мало у кого, воспроизводимы ли они под гитару? Я не уверен.

Вообще, как выглядит бытование песни? Ее социодинамика? Как она распространяется? Приезжает парень к другу, слышит у него в плеере что-то новое, или находит ссылку на песню на его страничке в Сети, и если песня нравится, начинает тоже слушать этого исполнителя. Люди же не замыкаются на своем наушнике, они передают новое друг другу.
Вот, пожалуйста, моя френд-лента, там год назад песня «Комбайнеры» Растеряева встречалась очень часто, по-настоящему бытовала там. И это было не по приколу, у меня френд-лента тщательно подобрана, там всего 150 человек. Люди действительно распространяли, делились ссылками.

Ек.: Возможно, это было специфическое бытование - среди не потребителей такой музыки, а скорее «исследователей» современной русской жизни, и посыл при перепощивании был не «Давайте слушать и подпевать», а «Посмотрите, кажется, русская песня возрождается!» То есть из «этнографического» интереса, а не потребительского.

КБ: Нет, я думаю, они перепощивали ее потому, что она выражала их чувства и переживания.

Ек.: Хорошо, сколько из этих 150 сейчас ее поют? Если это фольклор?

КБ: Да почему поют-то? Зачем обязательно петь? Я говорю и популярности (былой) И.Растеряева, которой он добился именно потому, что выражал определенные чувства и мысли определенной аудитории, что и показывает количество просмотров на Ютюбе. То есть это вполне народная мелодия. И если Растеряев продолжал бы творить в том же духе, а не начал штамповать ремесленнические подделки, став пародией на самого себя, то он и сейчас так же бы воспринимался. А теперь все признают, что его песни стали неинтересными. Поэтому И.Растеряев - это вполне себе популярная, распространенная в народе песенная культура.

Ек.: А есть ли кто-то еще?

КБ: Остальные по таланту с ним рядом не стоят, потому что его песни были по-настоящему талантливы. Я специально проанализировал его творчество в самой первой записи, как оно дальше может эволюционировать, какие перед ним возможности. Он был действительно выдающимся явлением. А потом он с этого Олимпа пал. Так или иначе, он является выразителем народной потребности.

Ек.: Хорошо, но же один. ОДИН!

КБ: Да, один. А потом будет второй. Талантливому человеку в либеральном обществе, когда все покупается, выжить очень трудно. Потому что очень много соблазнов: ему сразу начинают предлагать какие-то проекты, концерты, легкий заработок. А творчество нуждается в уединении для вынашивания новых произведений. Растеряев этого не дооценил и начал шляться по концертам, зарабатывать деньги, и неизбежно упал со своего прежнего уровня.

Ек.: Вот ты рассуждаешь о нем как о представителе «низовой народной культуры», которая очень востребована, а ведь в этом случае все было бы немного иначе: его песни тут же подхватили бы в народе, появилась бы сотня его последователей, пишущих в его стиле, или поднятых на верх популярности волной интереса к Растеряеву, и все бы заверте…

КБ: Я ждал этого вопроса. В народной культуре любое произведение изначально написал какой-то один человек, у которого была своя норма одиночества, они сидел где-то один и бренчал. Чтобы выразить в современном обществе мысли, потребности, чувства, нужно такое же уединение.

Ек.: Все верно, но я говорила не о факторе уединенности, и не об авторстве в народном творчестве, а о подхватываемости как о признаке «народности» песни, о ее потенциале стать народной. Сочинил частушку один, но через год ее пели 10 деревень. Он написал свою песню, но ее не стали петь 10 городов, несмотря на миллион просмотров. Эта песня не стала для миллиона «своей».

КБ: Конечно! Это все условно, потому что во-первых, она трудновоспроизводима, а во-вторых, сейчас нет такого, чтобы все пели. У нас сейчас же мало кто поет сам.

Ек.: Вот это я и хочу показать. Сейчас не поют, а слушают. У нас уже песенная культура не производящая, а потребляющая, и потому мы и не можем говорить о существовании народного песенного творчества, по крайней мере в прежних объемах и очертаниях. Когда есть большой выбор стилей и доступность контента, легче скачать то, что по вкусу и воткнуть наушник, чем сочинять или распространять что-то общеупотребимое, что бы могли подхватить и остальные. Пусть этот музыкальный контент и «паразитирующий», но его количество и разнообразность позволяют выбрать то, что «попадает в точку» именно тебе.

Ек.: Кстати, я несколько раз рекомендовала тебе ознакомиться с творчеством коллектива «Мельница», они поют как раз что-то вроде «авторский фолк», и их песни именно что претендуют на «народность» в молодежной среде. Например, они активно поются во всяких летних лагерях и экспедициях. Вышлю пару ссылок. Странно, что забыла о них упомянуть, когда мы с тобой разговаривали...

30.12.2012 г.

диктофонные записи, музыка, культура, философия

Previous post Next post
Up