Убогое западничество Бориса Акунина

Jun 28, 2012 17:06


А именно, по поводу этой его записи:

"А ведь находятся люди, которым всё бы ругать тлетворное влияние Запада!
Знаете ли вы, что Любовь - продукт импортный, завезенный в Россию всего лишь десять поколений назад и привившийся на нашей почве небыстро?
Я сделал для себя это открытие, когда в качестве А.О.Брусникина придумывал любовную линию для романа «Девятный Спас», из петровской эпохи. Полез в источники за примерами старорусской любовной лексики - и обнаружил, что таковая отсутствует, ибо никакой любви в нашей стране триста лет назад еще не существовало. Совсем.
Я имею в виду любовь как чувство, при помощи которого физиологическим отношениям придается возвышенно-романтический сверхсмысл..." (http://borisakunin.livejournal.com/64897.html)

Имею заметить следующее.

1. Акунину следует изучить народный фольклор. А именно - легенды о происхождении ЛЮБЫХ озёр, а особенно горных. Практически все - без исключения - либо произошли от слёз девушки, у которой была несчастная любовь, либо эта самая девушка там утопилась, либо в озере утонули оба влюблённых. Из одной легенды в другую проходит сюжет, как красавицу сватают за богатого князя (хана), а она любит простого пастуха. В результате девушка топится, чтобы не выходить за немилого. Вот прямо сейчас наберите в Википедии название любого озера, и убедитесь.
В какое время возникли все эти легенды? Надо полагать, в период до X века. Легенды распространялись очень широко - собственно, иных источников информации и не было. Стало быть, во всех народах бытовало понятие о любви, как высокой романтической страсти. Опять же, судя по легендам, эта страсть была предпочтительнее богатства: любовь ещё может принести счастье, а богатство - гарантированно нет. И это, кстати, правда.

2. Акунину следует прочесть "Слово о полку Игореве". Развеять своё невежество хотя бы на этот счёт (о "Рыцаре в тигровой шкуре" Шота Руставели, где всё только о любви, вообще не говорю). А именно - речь идёт о плаче Ярославны. "Полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян (шелковый) рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны..." и так далее. Она обращается к ветру, к Днепру-Славутичу, к светлому-пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылию, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы со стрелами заткнуло. В дополнительных комментариях не нуждается.

3. Акунину следует вспомнить русские берестяные грамоты - на что уже указали ему в комментариях. Постараемся забыть рассуждения о них унылого идиота Галковского. Читаем грамоту № 521 (http://gramoty.ru/index.php?no=521&act=full&key=bb).

"... так пусть разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя [страстью] ко мне и к телу моему и к лицу моему' Текст носит характер любовного заговора. Утраченная начальная часть, вероятно, была симметричной: `Как разгорелось сердце мое и тело мое ...? (и т. д.).2: `Вот в чем ссылаюсь [на свидетелей]: отняли у меня Селиванко да Михейко да Яковец Болдыкин коня ценой в три рубля, седло в полтину, вотолу (род верхней одежды) в полтора [рубля и такие-то вещи в] тороках. А это происходило в лесу, [такого-то] дня, между [деревнями] Горы и Горки (или: А это происходило [такого-то] дня, между [деревнями] Горы и Горки на Бору)'

далее грамота №752 (http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=770)

"[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался ...? После большого разрыва: `... теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про ...? После разрыва в 6-8 слов сохранился конец этой (или, может быть, следующей) фразы: ... [тьбь] хаблю. Здесь возможны лишь вольные предположения, например, (николи же сь) [тьбь] хаблю `никогда тебя не оставлю (не отвергну)? или (хочеши ли дати сь) [тьбь] хаблю `хочешь ли, чтобы я тебя оставила? и т. п. Заключительная фраза: `Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость (= я)"

4. Акунину следует изучить христианство - хотя бы в первом приближении. Тогда бы он узнал, что во время чина венчания читается отрывок из послания ап. Павла к Ефессянам (гл. 5. ст. 25). Где, в частности, есть следующие слова: "Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь, и Себе предаде за ню..." - цитирую на славянском, более адекватном переводе, так как русский совсем никуда не годится. Первое своё чудо, в самом начале земного служения, Христос где совершает? - на брачном пире, превращая воду в вино. Нельзя, чтобы случайно!

О православном требнике Акунин, видимо, тоже никогда не слышал. Может, он протестант, или, что ещё хуже, католик? И не знает, что в самой первой молитве священника (к Богу) во время венчания есть вполне определённые слова: "...Благослови брак сей, и подаждь рабом твоим сим живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь, в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать..." (цитирую по требнику Петра Могилы, католических в моей библиотеке, к сожалению, нет). Видимо, и на момент составления чина венчания (полагаю, примерно к x веку) любви ещё не было! Не додумались умненькие головушки на Западе...

Да будет известно г-ну Акунину, что в то время, когда в Византии уже сформировался этот чин, в Европе в лавках вовсю продавалось человеческое мясо - и это не считалось зазорным. Западные люди по своей сути так и остались жестокими, алчными и себялюбивыми дикарями. Разве события в Сербии, Афганистане, Ираке, Ливии не подтверждают это? Нужно быть весьма поверхностным человеком, чтобы купиться на внешний западный лоск. Технические достижения Европы ничего не стоят по сравнению с духовными достижениями восточного христианства. Это даже булгаковский Воланд понимал ("Троллейбцсы, конечно, в Москве появились. Но изменились ли эти люди внутренне?")

5. Акунину следует знать, что с глубокой древности люди понимали красоту пейзажа и цветов. Находили гробницы вождей 40-тысячелетней давности, полностью, доверху засыпанные цветами. А женская красота - что ни говори, квинтэссенция прекрасного. Да, кстати: когда женщины начали украшать себя? В каменном веке, нет? Какие изделия чаще всего находят при раскопках? И если украшали - то с какой целью?

6. Единственное "достижение" Запада - он постулировал, что именно любовь, и только она, должна быть основой создания семьи. Достижение весьма сомнительное, и основывается на том, что Запад выше всего ставит индивида и его персональные удовольствия. Любовь для него всего лишь одна из них. При возвеличивании и романтизировании любви Запад вовсе не думал о прочности семьи. Там, кстати, уже давно не делают различия между однополой и двуполой любовью. В немалой степени именно из-за постулирования принципиальной важности любви на Западе семьи сейчас практически нет.

В традиционном обществе семьи создавались исходя из других принципов. Смотрели, какая слава о человеке идёт, каков избранник в деле: мужчина должен быть хорошим работником, а женщина - хорошей хозяйкой. Приходили, смотрели, как она ведёт дом, хорошо ли умеет ткать... Девушки присматривались к парням во время сенокоса. Слабые, хлипкие и болезненные успеха не имели. Болезненных детей очень часто отдавали в монастыри - всё равно семью с таким никто создавать не будет. Таким образом в монастыри попадали не только болезненные "доходяги", но и слабые и башковитые "ботаники", которые получали там доступ к образованию.

При всех её недостатках, это была весьма жизнеспособная система. И именно потому, что долг (скажем, перед родом, перед предками, перед традицией) она ставила выше персонального удовольствия. Кстати, именно в этом живучесть исламской цивилизации. Именно поэтому у них существует крепкая многодетная семья. Вчера купил Коран с параллельным текстом на арабском и весьма ценными комментариями. Открываю вторую Суру ("Корова"): "Эта Книга для тех, кто верны долгу своему..." И сразу в коммах проводится параллель между долгом и богобоязненностью (на арабском звучит одинаково, "муттаки").
В уже цитированном отрывке из ап. Павла, слова о любви идут после следующих: "Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу" (гл. 5 ст. 22) - чем устанавливается правильная иерархия. Любовь идёт на втором месте после исполнения долга. Тётки - существа эмоциональные и мелочные, мало ли отчего любовь может пройти. У них она чаще всего и проходит. А послушание обязано быть всегда. Для мужчины же любовь и верность к жене в браке - есть исполнение его долга. То же самое находим в Ветхом Завете. Изгоняя из Эдема перволюдей, Творец дополнительно подчёркивает Еве: "Адам будет господствовать над тобой". В традиционной культуре мужчина не просто господствует над женщиной - он полностью отвечает за неё, и обязан о ней заботиться. Какая может быть ответственность без подчинения?

Без сомнения, в традиционном обществе были и браки по "великой любви", но, скорее, как исключения. Безумную первоначальную влюблённость (именно её сейчас многие подразумевают под "любовью") на Руси считали бесовским наваждением. Няня Татьяны Лариной в ужасе крестила её, когда узнала о влюблённости. Кстати: ничем хорошим эта влюблённость бы у неё не кончилась. Оскар Уайльд справедливо замечает, что влюблённость такого типа не может быть основой полноценного союза. Причины того уже разбирались в моём ЖЖ. Добавлю ещё, что такая влюблённость служит в первую очередь самолюбию девушек - вон, мол, как в неё влюблены. Стало быть, она вся такая из себя необыкновенная. Теперь можно хвастаться перед подругами... Это такая ориентация на хорошую, прочную, дружную семью?

Изабелла Шангина в великолепной книге "Русские девушки" (не устаю её восхвалять) подробно описывает, как молодые люди могли присмотреться друг к другу, изучить характер. Симпатия тоже была, однако чаще всего занимала подчинённое место. Если человек был симпатичен, но плохой работник - семью с ним не создавали.
Обязательно почитайте Шангину - книга бесценна для понимания взаимоотношения полов на Руси. Всё было более чем разумно.

Мой вердикт - в Акунине слишком много Чхартишвили.

цитаты, христианство, ecclesia, М_и_Ж, литература, культура, история, Восток - Запад

Previous post Next post
Up