Хайфа. Вади Сиах и развалины первого в мире Монастыря Кармелитов.

Dec 29, 2014 14:16

В погожий субботний день, где-то между Рождеством и Новым Годом, появилось желание погулять, посетить что-то древнее и знаковое, и при этом никуда далеко от дома не отъезжать. На нашем восточном средиземноморском побережье осуществить такое желание раз плюнуть, и через 15 минут после выхода из дома под нашими ногами лежала долина одного из хайфских ущелий - Вади Сиах.




1. Этой дорогой начинается путь в долину снизу. Прямо с кладбища. Также сюда можно спуститься сверху из Хайфы с улицы Лотем, но, как по мне, то при примерно равном перепаде высот в 100-150 метров, лично я предпочитаю сначала несколько напрячься, а потом отдыхать, а не наоборот. И мы двинули вперёд. Вперёд и вверх.



2. На тему названия ущелья Вади Сиах существуют разнобразные версии. Возможно, оно пошло от ивритского «сиах» - куст, возможно от другого значения этого же слова - "разговор" или "душеизлияние". А по-арабски же "вади Сиах" означает "овраг путешественников". В самом низу оврага провожает путешественников в путь вот такая вот посаженная в каменный горшок пальма.



3. Короче, несколько подумав над всеми вариантами перевода, я решил никого не обижать. Поэтому моя версия будет совместно-толерантная (как же я ненавижу это слово!) - "Овраг путешественников, беседующих с кустами". А почему бы нет? Вот примерно так выглядит этот овраг снизу.



4. По левую руку на гребне высятся два минарета Кабабирской Мечети ахмадистов. Но нам туда не надо. Тем более, что это высоко и круто.



5. И мы продолжаем наш путь по ущелью. После недолгого подъёма слева открывается двухэтажная пещера.



6. Именно в этой пещере коротал в своё время свои дни то ли пророк Елисей, который был учеником Ильи-пророка, то ли чуть ли не сам Илья. Собственно, именно по этой причине в конце XII века отшельники из матушки Европы и поселились в этих местах. Ибо именно Ильюша должен был стать вестником пришествия мессии на Землю и, будучи этим самым вестником, он не смог бы не проностальджировать и не посетить своё старое жилище. Таким образом живущие тут монахи оказались бы в числе первых оповещённых.



7. Нынче двери в пещеру закрыты на большие висячие замки.



8. Есть возможность заглянуть в глазок. Внутри темно и страшно и ни черта не видно.



9. Практически напротив пещеры находится источник Айн Умм аль-Фарадж. Он же источник Путешественников, он же источник Бродяг. Трубу справа видите? Это еще во времена британского мандата английские мелиораторы соорудили водопровод для снабжения водой жителей окрестных мест. Ниже по ущелью в садах Хайят эта вода не только питает деревья, но и наполняет пару бассейнов. Но об этом чуть позже.



10. А в самом источнике даже рыба водится, словно в аквариуме. Вон её тут сколько.



11. Вода вытекает прямо из скалы внутри небольшой пещеры.



12. Скалы рядом с источником расписаны различными художествами хрен знает каких веков. В основном это арабская вязь.



13. Вот тут прямо отчётливо понятен год гравировки. 1971.



14. Чуть выше источника находится еще одна пещера, очевидно, также одного из тогдашних жителей. В конце 12-го века, где-то после третьего крестового похода, компания блуждающих монахов и латинских отшельников понаехали на Святую Землю за рыцарями-крестоносцами и решили поселиться в этих местах.



15. Многого монахам было не нужно, воды тут было в достатке даже в засушливые годы - снизу побережье, под ногами всегда прохладный бегущий из скалы источник, пищи хоть отбавляй - в окружающих лесах можно было без проблем прибить кабанчика, шакала или зайца, так что нарыли монахи себе тут таких пещер и стали жить-поживать. Почему пещеры сейчас позакрывали и понавешали вот таких замков на заграждениях - я лично понять не могу.



16. Внутри, как и в древние времена, так и сейчас толком ничего нет. Лишь разброшенные камни и пара пустых оставленных банок из-под "Голдстара". Тоже мне, артефакт.



17. И вот тут мы наконец толком можем разглядеть основную цель нашего путешествия. Останки первого в мире Монастыря Ордена Кармелитов. Через какое-то время проживания по пещерам у монахов возникла интересная мысль: "Коли мы тут живём, такие все из себя отшельники, то неплохо бы определиться со статусом и с названием". И послали они Главному Патриарху в Иерусалим запрос: "Не хотим быть больше мы крестьянами, хотим быть столбовыми дворянами. Нам докУмент нужОн".



18. Охренел в столице главный патриарх и в ответ указом страшным накатал монахам следующее: "Повелеваю быть вам Орденом Великим Братьев Богоматери с Горы Кармель! А коли круты вы настолько, то нечего жрать вам мяса мясистого и бытие обсуждать!" И приказал им соблюдать молчание, проводить время в молитвах да постах, и жить исключительно в кельях. Охренели удивлённые монахи и первым же делом отстроили себе огромный монастырь на том месте, где жили, и назвали его "St.Mary of Carmel".



19. Найденный в сети план монастыря. Мы на него смотрим, как бы сзади сверху, оттуда, где написано "кейвс" и находятся пещеры отшельников.



20. Развалины монастырской церквушки. В ближней к нам башне находилась её часовня. Именно эту церковь расписывал один бродячий еврей по имени Исаак, приплывший в Палестину паломником, а впоследствии получивший прозвище "Белый монах". Его дух до сих пор белой холодной тенью бесцельно скитается в поисках себя от полуразрушенных стен монастыря до развалин замка "Франшвилль" на нынешней старой Ромеме.



21. Нынче вся площадь монастыря обнесена, видимо, не так давно, колючей проволокой. Зачем и для чего - мне лично в голову так и не пришло.



22. Вот как так можно осматривать достопримечательности? Зачем нужен этот забор? Ну кто может разломать каменные руины??? Ведь всё, что можно, тут уже разрушили давно до нас - менее, чем через 100 лет существования Ордена, в конце тринадцатого века, в страну пришли мамлюки и отпиздили находившихся тут крестоносцев, заодно надругавшись и над бедными монахами-кармелитами. И тем, кто сумел остаться в живых, пришлось уходить из Хайфы через Атлит в Европу. А здание монастыря было разграблено и разрушено, и в конечном счете превратилось в те руины, которые мы видим тут сейчас.



23. Но в любом нормальном правильном заборе обязательно должна быть своя нормальная правильная дырка. Иначе этот забор был бы неправильным.



24. И вот мы внутри. Говорят, что это какая-то современная часовня, на фасаде которой останки чего-то похожего на герб Ордена Кармелитов. По другим же слухам, именно тут местные археологи хранят своё археологическое имущество. Хотя, одно другому, конечно же, не мешает.



25. Несколько странный фундамент у этого здания. Словно его сюда прямо так привезли и установили. На карте, кстати, это помещение помечено как "Modern Chapai". Чапай? Или я таки неправильно читаю и это "модерн сарай"?



26. Ещё раз бросим взгляд на старую разрушенную церквушку. Именно в ней "Белый монах" изображал на своих фресках великие и уже невидимые города прошлого, прописывая причудливые ветвящиеся башни, многооконные дома и ажурные ворота. На стенах и потолках он поселял в своих городах львов и единорогов, ехидн и каких-то чудовищ, имён которых не знал и сам. Он писал глаза людей, неожиданно увидевших вечную жизнь, самодовольство предательства, и руки матери, склонившейся над телом сына. Он писал свет неба, и ликование, и горечь, и любовь, несправедливость мира, бездонную боль человеческого сердца и предсмертное одиночество, бодрствующее среди мироздания, погруженного в сон. Он прописывал своей кистью в этой церкви каждую волну Галилейского моря, каждый изумленный взгляд, дрожание рук и каждый шаг того, кого для себя он все еще называл сыном Марии из Назарета.



27. В этих нынче запечатанных по каким-то причинам кельях прибредшие сюда монахи-кармелиты искали значимость отстранения, уединенности и медитации. Недаром они слыли самым странным Орденом тех времён - они не искали ни спасения души, ни успеха в истории, скорее пытались просто найти какую-то свою личную тайну на склоне священной и мистической горы Кармель.



28. Прямо за "модерн сараем" ещё один забор с предупреждающей надписью "Внимание! Вход воспрещён!" Ну, значит, именно туда нам и надо, и именно там самое интересное. Значит, именно туда мы и полезем.



29. Разумеется! За забором и спускающейся вниз лестницей оказались останки недоразрушенной несколько столетий назад монументально возведённой монастырской стены, перекрывающей в своё время всё ущелье поперёк. Какие камни! Какое строение!



30. К сожалению, эти мощные стены (как, собственно, и любые другие на территории тогдашней Палестины) не стали серьёзным препятствием для мамлюкского султана Бейбарса Первого и его воинствующих мусульман. Всё поломали, варвары!


31. И вдруг среди всего этого древнего величия был обнаружен кирпич. Обычний советский современный кирпич.



32. Мне стало интересно, что за отверстия в стенах монастыря - то ли бойницы, то ли окна, то ли непонятно что. И я решил туда заглянуть.



33. Кроме камней и экскрементов какого-то неизвестного животного, достопримечательностей там обнаружено не было. Тем более, что отверстия оказались несквозными.



34. Взгляд со стены на запад, в сторону моря и холма напротив. Море я как-то не запечатлел, ибо ну море оно и море... А вот холм живописен.



35. Если перелезть дальше через ещё одну стену и перепрыгнуть небольшой ров, то можно выйти к окошку, находящемуся уже за пределами монастырской стены. Судя по плану, тут жил настоятель монастыря. Почему снаружи, а не внутри - не сщвсем понятно. Но разве ж их поймёшь, этих чокнутых свежеобращённых отшельников-кармелитов.



36. Практически скрытые под землей арки, ведущие, видимо, к помещению настоятеля. На фото не видно, но там три арочных перекрытия, следующих одно за другим. Дальше проход, увы, не виден из-за многовекового слоя земли.



37. Зато между арками был обнаружен практически клад! Это второй найденный мной клад в моей жизни. Лет пять назад на развалинах крепости Рошмия я нашёл ведро!



38. Вот, собственно, и всё. Можно лишь напоследок упомянуть о раскидистом дубе, стоящем прямо над монастырём.



39. С неимоверным количеством желудей. Монахи, думаю, не страдали от отсутствия желудевого пива. А узнай европейцы чуть пораньше о кофе, то и желудевый кофе был бы у них всегда к завтраку.



40. Вернувшись вниз к начальной точке нашего путешествия, мы заглянули в небезызвестные Сады семейства Хайят, которые в начале 20-го века принадлежали состоятельной арабской семье. Азиз Хаят, араб-христианин, отец семейства, владелец домов в нижнем городе Хайфы, автобусной компании и пляжа, отгрохал тут себе в своё время загородный дом, что-то типа дачи, с террасами, садом и бассейнами.



41. Из Кабабира по всему спуску в ущелье он провёл сюда лестницу, чтоб его гости, друзья и знакомые смогли спускаться к нему в гости. Как после "вечернего принятия на душу" они будут подниматься, он явно не подумал, иначе фуникулёр бы построил, садист!



42. В 1948 году Азиз Хаят свалил нафиг от еврейских террористов из молодого еврейского государства. Оставив потомкам эту "лестницу в небеса".



43. Вода, текущая по желобу от самого источника (про британских мелиораторах я писал в самом начале), красиво разливается прямо на апельсиновое дерево. Кстати, апельсины дико кислющие - опробовано. А если будете за ними лезть - осторожно, не грохнитесь вниз, там высоко.



44. Чуть ниже в садах находятся бассейны. В них, кстати, можно даже купаться - вода-то из источника.



45. И надпись как горькое напоминание о когда-то цветущем, а нынче заброшенном месте.



46. Вот, собственно, и вся история о Вади Сиах и нашем субботнем путешествии.



trips, haifa, history, photo

Previous post Next post
Up