Только что закончилась программа повышения квалификации для преподавателей ВУЗа, где я работаю. В течение недели нам читали лекции о том, до чего дошел технический прогресс в области информатизации, и как некоторые из новшеств Hi-Tech можно использовать в учебном процессе. Закончилось всё тестированием и выдачей «бумажек».
Руководство университета решило сделать виртуозный финт - сэкономить огромную сумму средств на обучении сотрудников и формально поднять показатели качества. Несколько сотен человек прогнали уже через такую программу. Раньше для этого отправляли человека в командировку в другой город, это приводило к большим затратам на дорогу, проживание и сами курсы, а здесь всё в стенах родного ВУЗа.
Я не осуждаю за это руководство. Настали трудные времена и нужно как-то выкручиваться. Вот и крутятся, как могут. Но мне бы хотелось поговрить о более глубоком смысле происходящего.
Лекторы на занятиях рассказывали о темпах совершенствования технических средств, использующихся для проведения электронных вычислений, о различных сервисах, позволяющих предоставлять огромное количество информационных услуг почти в любой сфере жизнедеятельности человека. Как это обычно бывает, информация подавалась только на уровне фактов.
Нам говорят о третьей технической революции, но что это значит для человечества в целом и в частности для системы образования? Попробуем осмыслить это на сущностном уровне.
Очевидно, если произошла техническая революция, то мир на основе этого стремительно начал изменяться. Нужно очень многое пересматривать и менять, в том числе и систему образования.
Имеет ли смысл держаться за то, чтобы студент в ВУЗе продолжал слушать курс, программа которого или уже устарела или станет таковой к тому моменту, как он закончит обучение? Какой смысл задействовать преподавателя, чтобы он, не понять как, читал лекцию, если можно сделать хорошего качества запись, на которой лучшие из лучших мастеров своего дела расскажут о чем угодно интересно и понятно? Также можно использовать продвинутые возможности компьютерной графики, чтобы лучше что-то объяснить людям. Таким образом, будет решена проблема актуальности, унификации, качества, удобства, экономии ресурса и т.д.
В дальнейшем технические возможности продолжат стремительно наращиваться, что подтвердит очевидность целесообразности серьезных изменений. Появятся голограммы, сверхмощные системы с развитым искусственным интеллектом, позволяющие отвечать на вопросы по ходу лекции. Можно будет выбирать различные индивидуальные программы, не переживая, что не хватит ресурсов для их обеспечения. Каждый сможет пройти подготовку именно по интересующему его вопросу. Можно создавать виртуальные классы, лаборатории, куда будут подключены реальные люди и любой интеллектуальный ресурс, чтобы таким образом совершенствовать различные навыки.
А что же делать с рядовым преподавателем, если он объективно слабее передаёт знания студентам при появившихся новых возможностях? Это серьезный вопрос. Кто-то может усомниться и скажет, что ему лучше, когда он видит живого человека или просто слезинка жалости покатится из глаз от мысли, что человек потеряет работу и ему будет нечем кормить семью, и только уже поэтому нужно оставить существующий порядок вещей. Но объективно, лекция от лучших педагогов и профессионалов, снабжённая дополнительными мультимедийными материалами, более понятно донесёт информацию до студента, нежели чем он будет её слушать от того, кто в этом вопросе менее компетентен.
Когда на занятии сидит большой поток студентов, то их сознание постоянно отвлекается на происходящее вокруг, что не связанно с самой лекцией, что-то может быть упущено и переспросить не получается. А если смотреть лекцию в записи, то можно всегда повторно просмотреть непонятные моменты, или пользуясь паузой, найти при помощи поисковой системы значение неизвестного слова или термина, чтобы лучше понять смысл сказанного. Наверное, уже многие смогли оценить такие возможности.
Возвращаясь к поставленному вопросу: что делать с преподавателем, с живым носителем знаний? По моему мнению, во многих случаях можно обойтись и без него. Я уверен, что взрослый человек может получать знания без такого посредника. Но если есть возможность задействовать живого носителя, для того чтобы более качественно готовить будущих специалистов, то от этого можно и не отказываться.
К примеру, студент смотрит и прорабатывает лекцию дома, ведёт личный конспект, делает пометки, учится самостоятельно осваивать материал. Его закрепление осуществляется на практических или лабораторных занятиях, с использованием возможностей виртуальной и реальной среды. Почему он это будет делать с большой заинтересованностью об этом я скажу в конце поста.
Люди, которые осваивают учебный курс, общаясь между собой и с уже подготовленными специалистами, лучше усвоят полученные знания. Привлечение тех, кто уже успешно прошел программу ранее, решит вопрос с поиском подготовленных кадров, которых можно задействовать для более тонкой работы в небольших учебных группах. Опытный человек может указать на неточности или ошибки на различных стадиях подготовки учащихся, что положительно скажется на итоговом результате.
По моему убеждению, преподаватели в новой системе должны выступать в ином качестве. Они уже не будут в классическом смысле преподавателями. Это будут наставники, воспитатели, кураторы, менторы, организаторы, командиры, идеологи, лекторы. Такой формат совершенно по-иному будет влиять на сознание учащегося. Он позволит более благотворно задействовать потенциал каждого.
Система образования это только одни из кирпичиков в системе устройства общества, но она является одним из важнейших блоков, поэтому нужно ответственнейшим образом обсуждать вопрос по её совершенствованию.
В настоящее время используется подход - образование - как услуга, которая приносит прибыль. Это губительная и пагубная затея. Несложно себе представить, что будет в результате. Так как он уже у нас на виду. Тенденция печальная.
Современные технологии позволяют заменить труд людей в различных сферах жизнедеятельности машинами. Это снижает издержки и увеличивает производительность. В итоге университеты превратятся в заведения с одним ректором и огромным количеством студентов, обучающихся дистанционно, производительность труда в такой схеме колоссальная. Попробуйте подвергнуть сомнению такую схему и тут же высоколобые чиновники, адепты повышения рентабельности, придумают объяснения любым возражениям.
Если размышлять в парадигме рентабельности и материальной выгоды, то исход очевиден - людей нужно максимально сокращать, избавляясь от издержек. В идеале такой системы у каждого в голове должен быть чип, который позволит работать с памятью человека напрямую. Кибернизированное существо получит невероятные возможности в обучении, так как можно будет передать любые знания мгновенно.
Раскрутить такой подход вполне реально. Выстроится гигантская очередь за тем, чтобы установить себе "чудо" устройство. Те, кто откажутся его вживлять, потеряют шанс на существование. После этого начнётся гонка по доработке киборгов. В итоге человеческое будет полностью вытеснено.
Сейчас это слышать дико и страшно, но только стоит сделать первый шаг, обратного пути уже не будет. Как когда-то западная цивилизация шагнула навстречу фашизму, после чего миллионы людей были уничтожены.
Сегодня человечество создало мощный инструмент по изменению судьбы, но как он будет использоваться? Что в этом случае зависит от каждого из нас? Если откажемся от развития или будем недостаточно интенсивно это делать, что с нами будет? Как неподготовленным сдержать натиск врага со сверхвозможностями?
Россия уже давала ответ на подобный вызов. В середине прошлого века, ценой огромной жертвы советские люди смогли остановить фашистскую гадину. Этому предшествовал невероятный период подготовки, в мире его назвали «русским чудом». Это «чудо» спасло мир.
Сегодня перед нами стоит ещё более сложный вызов, преодолеть который можно только сотворив новое «чудо». Чтобы на это были силы, нужен новый огонь, который зажжёт сердца людей сильнейшим пламенем, побуждающим их на великие свершения во имя общей благой цели.
Помните, что победа над фашизмом была возможна, только потому, что до этого наша страна кардинальным образом была преображена силами советского народа. За кротчайшие сроки руководству СССР, благодаря идейному вдохновению в обществе, удалось создать мощную державу. В сердцах людей горело пламя идеи построения справедливого общества свободных людей. Народ и партия были едины в этой цели.
Таков масштаб задач, который необходимо решить, для того чтобы спасительное преобразование страны началось. Новый накал пробуждающей идеи должен быть гораздо сильнее, чем тот, который когда-то будил русский народ в прошлом.
Только после этого можно будет видеть стремительный рывок в системе образования, где каждый человек будет на счету. Нам предстоит очень многое нагонять. Мы сильно отстаём от передовых стран в области всего, что связанно с высокоинтеллектуальными технологиями и не только. Уверен, что центром развития должен стать человек, его высшие творческие способности, пробуждение которых позволит совершить чудо ещё незнакомое человечеству.
До встречи в СССР!