Значение «образа врага» в классических войнах

Jan 07, 2016 16:14




В данном посте продолжаю разбирать теорию, связанную с образом врага. Рассмотрим аспект, касающийся классических войн.

Чтобы выстоять и победить в классической войне требуется уничтожать живую силу противника. Солдат должен быть готов убивать неприятеля. Для того чтобы побудить его совершить убийство себе подобного, необходимо дегуманизировать противника, для этого ему придаются нечеловеческие черты, которые позволят снять психологический барьер и в итоге оправдать поступок по совершению убийства. Образ врага выполняет задачу по дегуманизации противника.

Большую работу по изучению данного процесса на основе анализа различных образов врага проделал американский профессор Сэм Кин. В своей работе «Лики врага»  он подробно описал механизмы, которые подталкивают человека к совершению убийства других людей на основе конструкций изображающих врага.

В качестве рассматриваемых в его работе носителей, которые транслировали образы в сознание тех, кто должен был совершить такой поступок, использовалось экстраординарная коллекция, состоящая из  пропагандистских плакатов, различных видео продуктов, изображений в печати и на экране, которые оправдывали войны и порождали ненависть к противникам в различные исторические периоды.

Коллекция, показывающая образ врага, представленная Кином, опирается на различные «архетипы» врага, такие как «незнакомец», «чужой», «агрессор», «варвар», «преступник», «враг бога», «смерть», «достойный противник», «насильник», «мучитель», «палач» и т.д. Проводя анализ собранного материала, Кин определяет, что в них можно выделить общие черты, независимо от страны и времени, когда они были изданы.

Это общее являет врага в виде мужской особи, имеющей явно агрессивный вид с непредсказуемым поведением, чаще всего наделенным животными чертами, которыми могут быть конечности или лица. Иногда враг полностью имеет облик зверя.

Часто враг изображается на фоне того, что представляет большую ценность для людей, на которых должен повлиять данный образ. Это нужно, чтобы разжечь в них максимальную ненависть к врагу, воздействуя на объект пропаганды таким образом, чтобы тот шёл сражаться и уничтожать “монстров”, жаждущих расправы с дорогим его сердцу миром.

Кин приводит высказывание антрополога Эрнеста Беккера, которое звучит примерно так: «Есть одна особенность, которую трагические войны нашего времени открыли нам, она заключается в том, что когда противнику присваивается отрицательная ритуальная роль, то посредством этого происходит избавление от осознания  совершения греха, так как индивид считает, что участвовал в уничтожении не человека, а Зла в разных формах. Поэтому войны объявляются «священными», в результате чего судьба в них начинает вершиться под божественным покровительством, в результате этого происходит очищение мира от Зла». Данный приём в сооружаемой конструкции образа врага характерен для религиозного общества. Традиционное общество тоже попадает в эту категорию, так как часто традиция исходит из религиозного начала. Мировоззрение верующего человека не позволяет убивать других - таких же, как он. Именно поэтому враг должен быть ассоциирован с абсолютным злом, тогда барьер на запрет убийства будет снят и в человеке может вспыхнуть сильное жертвенное пламя, направляющее его на яростную борьбу с противником.

классическая война, образ врага, теория, информационная война

Previous post Next post
Up