Leave a comment

antiseptic November 22 2015, 02:11:28 UTC
Космос - как утопия, как божественное и возвышающее - в нашей фантастике, и космос, как антиутопия, сатанинское и даже скотское - в их фантастике. Это некие общие, очень грубо взятые, признаки.

Reply

kot_1983 November 22 2015, 02:50:20 UTC
Согласен, западный космос враждебен и наделён самыми жуткими образами, какие только можно выдумать, когда человек соединяется с ним, то Ад приходит на Землю. После такого многие отшатнутся от мыслей о космосе.

Reply

ustas_ru November 22 2015, 02:58:54 UTC
Азимов, Кларк, Брэдбери, Лем, Херберт, Саймак и многие другие не согласятся с Вами. :) Но в общем и целом в фантастику тянутся те образы, которые окружают автора. Если автор не может выйти за навязанные реальностью образы - получаем как бы будущее, которое как настоящее, только со спецэффектами. Это как метаморфоза Стругацких: сравните "Стажеров" и "Хищные вещи века".

Reply

kot_1983 November 22 2015, 03:09:00 UTC
В западных источниках, космос не показан как утопия.

Reply

viento_nocturno November 25 2015, 21:36:31 UTC
Советская фантастика исключительно позитивна, в этом ее принципиальное отличие от западной.

Reply

antonkukin November 29 2015, 22:58:11 UTC
Иной ей просто не дали бы быть.

Reply

antiseptic November 22 2015, 03:11:30 UTC
Я все же имею ввиду больше их СЕГОДНЯШНЮЮ фантастику.
Типа Прометея, Чужих итп.

Reply

ustas_ru November 22 2015, 03:48:08 UTC
Ну тогда понятно. Современной фантастики, тем более такой, которая раньше называлась научной, мне кажется сейчас действительно нет. И не только на Западе. В основном или "экшн со спецэфектами" (типа тех же Чужих, Терминаторов и т.д.), или откровенное фэнтези.

Reply

antiseptic November 22 2015, 03:12:13 UTC
И, кстати, тот же Лем рисует довольно безблагое и мрачное будущее.

Reply

alexander_gorn November 22 2015, 08:29:07 UTC
Поздний Лем. "Магелланово облако", хотя он от него позже и отрёкся, в этом плане вполне себе сопоставимо с тем же Ефремовым.

Reply

leon_rumata November 25 2015, 20:57:45 UTC
"Если автор не может выйти за навязанные реальностью образы - получаем как бы будущее, которое как настоящее, только со спецэффектами. Это как метаморфоза Стругацких: сравните "Стажеров" и "Хищные вещи века".

Непонятно, что вы хотели сказать о "метаморфозе Стругацких" приведя пример двух книг, в которых нет особого отличия в восприятии будущего. Наверное, вы хотели назвать другу книгу, например, "Град обреченный"? Там да, уже совсем иной мир...

Reply

ustas_ru November 26 2015, 03:15:27 UTC
Для Вас образ будущего, описанный в "Стажерах" и образ будущего, описанного в "Хищных вещах" - одинаков? Про "Град" и практически все их поздние произведения - согласен с Вами, совершенно другой мир.

Reply

leon_rumata November 26 2015, 21:51:33 UTC
В Хищных вещах сосуществуют два мира: светлый мир, Мир Подня, мир коммунизма, откуда прибыл главный герой, типа разведчика или сотрудника спецслужб Мира Полдня.
И другой мир - условно говоря, мир капитализма, с характерными атритутами: наркота, попкультура, ночные клубы, бездуховность...Точнее, это некий переходный тип общества, в котором "фашистский мятеж" уже подавлен, но Мир Полдня туда еще не добрался...
Книга довольно локальная по охвату тем, особенно, по сравнению с другими лучшими вещами АБС того периода. Но, тем не менее, она мне нравится именнр тем, что в ней показана деятельность человека Мира Полдня в "мире полночи", где ночь уже не глухая, но рассвет еще не наступил... Главный герой, Иван Жилин - фактически - прогрессор, но не в далеком космосе, а на Земле, только в другом, темном мире.
В общем-то, довольно реалистично, вполне возможно, что мир будет таким вот лоскутным и разным, в эпоху реального заката капитализма и распространения социализма по планете...

Reply

ustas_ru November 27 2015, 02:52:43 UTC
Вот тут в свое время долго думал. Лоскутный мир хорошо показан в "Стажерах". В "хищных вещах" уже непонятно. Коммунизм не мог бы оставить некий "анклав капитализма" чтобы на нем тренировать "прогрессоров". Следующие подобные эпизоды - "Обитаемый остров", ТББ, вообще вся серия про Экселенца и прогрессоров. Да, интерсно и реалистично. Зачитаны, что называется до дыр. Но как бы - противостояние и деятельность есть. Только вот изменить прогрессоры ничего не могут.

И теперь сравнить это с Ефремовским "Часом быка".

Reply

leon_rumata November 27 2015, 06:34:55 UTC
Не согласен с вашей оценкой ТББ и смешением ТББ с другими книгами АБС. Между ТББ и другими - громадная разница, их нельзя вообще ставить рядом. ТББ - это вообще шедевр, равного которому у АБС, в принципе, и нет. ТББ - самая сложная и глубокая книга АБС, не случайно именно вокруг нее и ломаются уже десятилетия столько копий... Говорю это как "Румата", читающий все, что пишут о ТББ...:))
"Обитаемый остров" - вещь совершенно иного уровня, чем ТББ, в ней увлекательность и гиперреалистичность задавили собой очень многое, она вышла слабоватой... Потому ее и экранизировал Бондарчук...

Сравнивать Ефремова и АБС нужно очень осторожно, не противопоставляя их, хотя они и в совершенно разных весовых категориях. Иван Ефоремов - тяжеловес, философ, идеолог. АБС - если грубо: это "Ефремов-лайт", то есть Ефремов для тех, кто не может осилить или оценить глыбу Мира Ефремова или в силу возраста (дети, подростки) или в силу своего образования, развития, ума...
А вообще Мир Ефремова и Мир Полдня - очень пересекаются и друг друга взаимно дополняют.

Reply

ustas_ru November 27 2015, 10:10:37 UTC
Не буду спорить. Восприятие у каждого своё. Тем более неформализируемых образов, описанных в художественной литературе. :) Возможно для меня истории с прогрессорством в творчестве АБС сейчас несколько иначе воспринимаются, чем раньше. Возможно также и благодаря творчеству Ефремова - я его гораздо позднее читал.

Reply


Leave a comment

Up