Хочу поделиться впечатлением от просмотра научно-популярного фильма «Может ли машина мыслить». Фильм был снят киностудией «Центрнаучфильм» в 1977 году.
Click to view
Сюжет прост и понятен. Экзаменаторы пытаются определить - с кем они общаются с человеком или машиной? Для этого они задают вопросы и оценивают ответы, которые дают испытуемые - человек и машина, находящиеся «за стеной».
Интересно обсудить несколько моментов:
1) Задаваемые вопросы.
Экзаменаторы задавали вполне обычные вопросы.
К примеру, на вопрос с загадкой машина легко бы могла дать правильный ответ. Это проще простого найти в базе данных эту загадку и узнать на неё ответ. Но машина не стала делать этого. Потому что задача - не находить правильный ответ, а стремиться убедить экзаменующих, что она человек. Человеку свойственно ошибаться, машина учитывает этот факт.
Если машину просят перемножить два двухзначных числа, то эта задача также легко ею может быть решена, но это может выдать её. Поэтому она может дать нарочно неправильный ответ или признаться, что ей не посильно это сделать, так как в школе были проблемы с математикой.
Настоящие вопросы это не те, которые задаются по шаблону, как вопрос с загадкой или математическая задачка, а те, которые обращаются к области непознанного и не предопределённого.
Кажется, вопрос про совесть, как раз из такого разряда, но он был задан таким образом, что машина легко бы нашла ответ в общей базе данных. В мировой мысли достаточно много трудов на этот счёт. Но если построить метафору, которую человек легко может соорудить, и на её основе задать вопрос, то это будет настоящим испытанием для машины. Ни один алгоритм неспособен справиться с таким заданием. Искать в базе данных решение будет бессмысленно, его там не будет. Вероятность того, что кто-то, когда-то нечто подобное спрашивал, и это было зафиксировано, практически ничтожна. Здесь главное придумать оригинальную конструкцию, даже самую простую. После чего набор совершенно непонятных и несвязанных ничем предметов, с точки зрения прямой логики, можно использовать как основу для вопроса.
Вопрос: «Что произойдёт с человеком, если он окажется в пекле беспощадного времени или если его сердце поразит одномоментно бесконечное количество мрачных стрел?» - Машина на такое безумие просто не сможет найти ответ. А человек легко сможет сказать об ощущениях и раскрыть самостоятельно чужую метафору. По ответам можно будет узнать человека.
2) Возможности интеллектуальной машины:
В конце фильма изобретатель машины объясняет ей, почему задавались те или иные вопросы, для того чтобы повысить её возможности по имитации человека. Когда он это делает, то замечает странное поведение, которое проявляется только у субъекта. Это его удивляет, потому что режим имитации отключен, и машина не должна имитировать субъектность. В конце фильма машина делает определённое заключение относительно машинного разума, при этом она осознаёт себя машиной, проявляя особую субъектность. По выражению лица академика стало ясно, что он не может понять, как стало возможно, чтобы машина пришла к подобной мысли. Ведь это уже далеко не имитация, а рождение новой мысли.
Эта мысль была выражена в вопросе. В вопросе разума одной системы к вопросу разума другой системы. Машина не может проникнуть в человеческую систему, она её может только успешно имитировать, что сама прекрасно понимает.
Человек же способен проникнуть куда угодно при помощи своего разума. Для того чтобы пробросить мостик в неизвестное, мы используем метафоры. Это помогает проникнуть в суть непознанного. После чего встает вопрос о расширении полученного знания. Здесь машина могла бы хорошо помочь.
3) Использование разумных машин:
Фильм показывает, что машина способна мыслить, но эта способность отличается от человеческой. Целеустремлённость машины задаётся четким алгоритмом, на основе которого машина играет в имитацию. Помимо этого, она себя развивает, и это развитие может быть направлено на самопостижение. А это уже проявление субъектности.
Такие машины были бы намного эффективней человека в вопросе оптимизации и конструирования любых искусственных систем. Что это значит для человека? То, что в сфере производства и обслуживания машина будет эффективней людей. Это может быть решение вопроса создания конструкции более мощного двигателя для ракет или даже вопрос юридической консультации.
Но как в этом случае быть с человеком? Что предложить ему? Если на Земле и в космосе человека могут заменить роботы, то чем ему заняться?
Западная мысль, существенным образом укоренённая в капиталистической парадигме, которая претерпела уже ряд мутаций, предлагает сокращать лишних людей - неэффективные должны уйти. Поэтому мы видим чудовищные рецепты, которые они предлагают человечеству под предлогом катастрофической неизбежности. Они предлагают уже сегодня начать кардинально сокращать численность человечества, потому что если этого не сделать, то завтра нас всех постигнет ещё больший ужас. Именно к такой мысли подводят практически все постапокалиптические сюжеты в западных фильмах.
Сегодняшний уровень автоматизации позволяет, относительно небольшому количеству людей, обеспечить, практически всем необходимым для жизни, всё остальное человечество. Повышение уровня автоматизации, появление многофункциональных роботов, снабжённых сильным интеллектом, практически приведёт к тому, что участие человека в промышленной сфере станет необязательным. Роботы полностью обеспечат жизнь человека.
Что это будет за жизнь? В условиях мутировавшего капитализма и объявленного конца истории это будет нечто зловещее, несовместимое с развитием человека и человеческого вида.
У человечества есть шанс выжить только при коммунизме, который даёт спастись в сверхистории. При таком сценарии найдётся благое дело для такого инструмента как искусственный разум. Его возможности можно будет направить на выполнение всех опасных и вредных работ. К примеру, роботов можно будет отправить подготавливать к заселению другие миры. В условиях невозможности существования человека, они будут способны участвовать в преобразовании окружающей среды на других планетах. Человек же возьмёт на себя решение творческих задач. Они будут связаны с исследованиями и открытиями в различных областях. Творчество в высшем своем проявлении изменит человека, пробудит в каждом таланты и способности, которые будут стремительно обогащать всё человечество. Дух завораживает при мысли о возможностях, которые откроются перед человечеством.
Жаль, что сегодня нет книг и фильмов, которые бы развивали данную мысль. Надеяться на то, что в других странах они появятся, навряд ли стоит. Это говорит о том, что русским придется, как уже это когда-то было, зажечь новый огонь и подарить его всему миру. Это высокоинтеллектуальный огонь соединённый с русской душой и русским духом, который стремится построить справедливое общество дружбы и процветания. Убеждён, что в вопросе устройства светлого будущего для всего человечества, лучше русских никто не справится. Но для начала мы должны ещё проснуться от потребительского сна.