Советский опыт отношения к японским захватчикам

May 31, 2015 13:28




Восстановим хронологию событий противостояния Японии на Дальнем Востоке.

После русско-японской войны 5 сентября 1905 года в Портсмуте был подписан мирный договор. Россия, подвергшаяся нападению Японии и проигравшая в войне, по условиям договора лишалась ряда своих территорий: южной части о. Сахалин, Ляондунского полуострова с  портами Порт-Артуром и Дальним, Южно-Маньчжурской железной дороги. Также Россия признала Корею сферой влияния Японии. Россия потеряла в этой войне около 270 тысяч человек, из них более 50 тысяч убитыми. Япония понесла соизмеримые боевые потери - 270 тысяч человек, из них убитыми более 86 тысяч.    

После подписания мирных соглашений Япония продолжала наращивать амбиции по захвату новых земель. Дожидаясь благоприятных условий, она предпринимала новые попытки отторгнуть территорию России. Так в период гражданской войны в России 1918-1922 гг. японцы участвовали в интервенции русского Дальнего Востока. Численность японской армии намного превосходила все силы остальных государств, также желавших поделить ослабевшую в результате гражданской войны Россию. Японские оккупационные войска заняли Приамурье, Приморье, Забайкалье, Северный Сахалин, Владивосток, сосредоточив на этом пространстве более половины всей своей армии - 11 дивизий из 21. Всё это показывает, насколько сильно было их желание расширить свою зону влияния за счёт России.

Советское правительство установило с Японией дипломатические отношения в 1925 году. Советский Союз признал Портсмутский мирный договор и выполнял его условия. Япония же в 1929 году нарушила договор, поддержав нападение «белокитайцев» на Китайскую восточную железную дорогу. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, что лишило СССР возможности эксплуатировать КВЖД. На границе с СССР японцы наращивали своё военное присутствие. Увеличилось число провокаций.

20 июля 1938 года в районе озера Хасан японцы предприняли попытку прорыва границы СССР, на какое-то время им удалось потеснить наши силы. После упорных боёв к 9 августа советским войскам удалось восстановить границу. После чего японский посол запросил у Москвы мира, таким образом, боевые действия были закончены.

После проверки боем на Хасане, японское командование не решилось рисковать и устраивать «большую войну» против СССР, и решило сосредоточиться на Монголии. Такой тактический ход помог бы в будущем подготовить плацдарм для более мощной атаки на русский Дальний Восток.



11 мая 1939 года Квантунская армия вторглась в Монгольскую Народную Республику. Советский Союз, выполняя свои обязанности, как союзник прислал на помощь Монголии свои войска. Командовал объединённой советско-монгольской группировкой комкор Г.К. Жуков. В сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол японцы были полностью разгромлены. 15 сентября 1939 года заключено советско-японское соглашение о прекращении военных действий.

В ходе военного конфликта Красной Армии и японских частей Квантунской армии в Монголии проявились высокие боевые и морально-волевые качества русских войск. Хорошая мобилизованность от высшего командования до рядовых позволила вести бои на совершенно ином качественном уровне, нежели чем это было в период военной кампании 1904-1905 гг. Русский солдат уже имел иное мировоззрение и более четко понимал, за что он сражается. Он ощущал реальную опасность, которая нависла над Советской Родиной со стороны японских захватчиков. Японцы в свою очередь, ощущая иное противостояние, нежели, чем это было во время войны с царской Россией, вели себя более жестоко, позволяя чудовищные зверства в отношении пленных русских солдат, чего не было раннее. Все это дало возможность сформировать образ врага, который по-иному мобилизовал русских воинов.

Хорошо это показывает высказывание командующего объединёнными советско-монгольскими силами Г.К. Жукова «Японский солдат, который дрался с нами на Халхин-Голе, хорошо подготовлен, особенно для ближнего боя. Дисциплинирован, исполнителен и упорен в бою, особенно в оборонительном. Младший командный состав подготовлен очень хорошо и дерется с фанатическим упорством. Как правило, младшие командиры в плен не сдаются и не останавливаются перед „харакири“». Видно, что командующий объединённой группировкой уважительно относится к врагу. Это может говорить и о том, что планирование операций ведётся с учётом того, что японские войска это не какие-то глупые и не умеющие воевать «макаки», а серьёзный и опытный враг. Это ощущение передавалось и солдатам.

Данный военный опыт демонстрирует, насколько важно уважительно относиться к своему врагу. Образ врага, который наделён серьёзными в военном отношении качествами, не может позволить расслабиться, как непосредственно во время схватки, так и составляя планы военных операций. Расслабившись или при допущении оплошности можно лишиться жизни и подвергнуть смертельной опасности товарищей и Родину, последнее также имеет важнейшее значение. Именно любовь к товарищам и Родине пробуждают осознанную жертвенность, ради спасения близких и любимых, заставляет идти под пули, рисковать собой.



Что касается непосредственно образа врага, то в сознании он может формироваться таким образом, что будет отличаться от реального воплощения противника. Так было и у советских войск, которые на имели представления о японской культуре и особенностях их быта. Но эти детали не являются определяющими в вопросе мобилизации бойцов. Главное, чтобы формирующееся в сознание представление о враге не было разрушено при непосредственном соприкосновении с ним. Каждый сможет, так или иначе, дооформить образ, включив в последствии в него различные подмеченные ими детали. Но базовые установки, которые касаются реальных боевых качеств, должны быть сохранены. И это прямая обязанность командиров, формировать реальный образ врага у своих бойцов, что и продемонстрировал Г.К. Жуков, сумевший своё отношение к врагу распространить на подчинённых.

Недооценённый враг. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Советский Союз, образ врага, Халхин-Гол, Япония, Монголия, советско-японская война, Хасан

Previous post Next post
Up