Новый учебник по физике от автора из ЖЖ)!

Sep 30, 2017 16:33

Оригинал взят у flying_bear в Введение в атомную физику
Здесь

Вместе с Борисом Хакимовичем Ишмухаметовым (мой учитель и старший друг) мы планировали подготовить полный курс общей физики. Уральский университет опубликовал части по механике, теории относительности, ядерной физике и, вот сейчас, атомной физике, но только последняя доступна онлайн.

Leave a comment

(раздухарившись) clovis3 October 1 2017, 15:21:45 UTC
Грубо говоря, долгота и широта -- это сопряжённые координаты вроде координаты и импульса. Почему спин прецессирует в магнитном поле? Потому что энергия -- это функция широты, поэтому, согласно уравнениям Гамильтона, производная энергии по широте превращается в производную долготы по времени.

Или почему спин и его проекция на ось z квантуется? Траектория с постоянной проекцией -- это параллель. Согласно правилу Бора-Зоммерфельда, интеграл от p dx вдоль параллели должен быть целым (или полуцелым?). Однако когда нет канонического разделения на координату и импульс, то это правило надо формулировать по-другому. В фазовом прострастве есть "каноническое" понятие площади поверхности (об этом знает всякий математик, но от физиков этот факт скрывается). Согласно Бору-Зоммерфельду, у всякой поверхности в фазовом пространстве, чьей границей является разрешённая замкнутая траектория, площадь должна быть целой. Если же у одной и той же траектории есть несколько таких поверхностей, то площадь должна быть целой у каждой из них. Или, ещё лучше, площадь должна быть целой у каждой замкнутой поверхности. Отсюда выводятся оба квантования: площадь всей сферы должна быть целой, и площадь полярной шапки, ограничиваемой разрешённой параллелью, тоже должна быть целой, а площадь шапки линейно зависит от координаты z (такой вот глубокий факт!). При этом надо учесть, что фазовая площадь не равна геометрической: геометрическая пропорциональна квадрату радиуса, а фазовая -- просто радиусу.

Как объяснить фазовую природу сферы? Как движение вращающегося симметричного шара сводится к движению точки на фазовой(!) сфере? Тут надо обьяснять гамильтонову редукцию, о которой в физическом курсе механики вообще молчок. А надо объяснить, что вообще конфигурационное простраство твёрдого тела с закреплённой точкой трёхмерно (это все знают), поэтому его фазовое пространство шестимерно (это тоже все знают). Но если тело симметрично относительно вращений, то размерность фазового пространства можно уменьшить на 6 (удвоенная размерность группы симметрий), при этом увеличив на два (та самая сфера).

Reply

Re: (раздухарившись) 2born October 1 2017, 16:09:11 UTC
Класс!!!!! Я, конечно, тоже знал про переменные действие-угол, но чтобы так вот изложить... Спасибище!!!!!

Reply

Раз пошла такая пьянка... clovis3 October 1 2017, 18:31:57 UTC
Спасибо на добром слове! Если уж на то пошло, то на всякий случай уточню, что площадь в фазовом пространстве сильно "негеометрическая" и, можно сказать, обобщает понятие интеграла от p dx по замкнутому контуру (то есть в условиях, когда координаты x и p не определены глобально, то "площадь" -- это и есть правильное определение интеграла от p dx; иными словами, надо интегрировать "что-то" хорошо определённое по поверхности, и этот интеграл можно условно назвать площадью). Беда в том, что для правильного объяснения, что это за "площадь", надо ввести понятие дифференциальных форм. Это, в сущности, простой, но крайне полезный геометрический инструмент, однако его существование строго утаивается не только от физиков, но даже и от прикладных математиков.

Как пример, возьмём Второе начало термодинамики. С первого разу студентам кажется, что всё понятно: во-первых, тепло не может "само по себе" переходить от более горячего тела к более холодному, во-вторых, проводится какое-то осмысленное вычисление КПД машины Карно с использованием идеального газа в качестве рабочего тела, а в-третьих (и тут засада!) зачем-то вводится тёмное понятие энтропии, причём создаётся впечатление, что энтропия эта придумана на горе студентам: ну, чтобы служба мёдом не казалась. И никто не объяснит, что в рамках термодинамики без второго начала вообще непонятно, что такое температура. Студент изначально думает, что уж это-то он точно знает: температура -- это что показывает термометр. Какие тут могут быть сомнения? И ещё остаётся некоторый неприятный осадок от обозначения \delta Q для "количества тепла": почему используется греческая дельта вместо обычного в таких случаях d?

Студенту-математику можно было бы тут же объяснить, что количество тепла \delta Q -- это, так сказать, "один-форма" (то есть математический объект, который можно интегрировать вдоль кривой), а второе начало термодинамики постулирует наличие интегрирующей функции (называемой 1/Т), то есть (\delta Q)/T представима в качестве обычного дифференциала от загадочной фунцкии, называемой "энтропия".

Ну, то есть взрослые физики, наверное, всё это понимают, но по моим воспоминаниям, в учебниках общей физики написано чёрт его знает что, оставляющее в мозгах туман.

Reply

Re: Раз пошла такая пьянка... 2born October 1 2017, 20:08:41 UTC
Еще раз спасибо! Ну, у меня со статфизикой всегда были проблемы, правда, вряд ли в этом месте...

Reply


Leave a comment

Up