Шедевры пинакотеки Ватикана 14.01.2017

Jan 16, 2017 12:39


В эту субботу мне удалось посетить ту самую выставку: ту, о которой все говорили за два года до, ту, о которой будут говорить годы после, ту, на которую я думала, что не попаду. Но благодаря одному хорошему другу, мы получили заветные, и драгоценные, на вес золота, а, возможно, еще гораздо более ценные, билеты. День был хмурый, снежный очередная оттепель и груды соли под ногами не добавляли хорошего настроения. Хотелось остаться дома и выспаться наконец, но художественный долг звал!

Два месяца назад, мы специально купили каталог выставки, составленный Ватиканом, с отличными репродукциями всех работ, посмотрев каталог, я думала, что мне этого достаточно, что я уже имею достаточное представление об этих картинах, и собственно говоря ничего сверх естественного в этой выставке нет. О Боже! Как я была не права! В 2014 году я была в Ватикане, но что я там видела? Мы пробежали по музею, через залы с необыкновенной скульптурой Этрусков, через залы с гобеленами, выполненными по эскизам Рафаэля, через дворик, через коридор и оказались в Сикстинской капелле. Мы видели Микеланджело.

Москва, Третьяковская галерея, 14 января. Выставка Шедевры Ватикана.


Первый зал, образ Христа Благословляющего. Перед ним толпа экскурсии, через головы людей сияют проблески света, какие-то фрагменты. Идем дальше. Иконы. Картины. Фрески. Толпы. Как только где-то видим проблеск, бежим туда, смотреть на живопись. Застываем у фресок Мелоццо да Форли. Очень интересно, сияние, движение, пластичность, это всего лишь 3 ангела из росписи купола, очень интересно, какая это была композиция, пока что, мы можем оценить решение отдельных частей, как решен ракурс, как цвет переходит с плана на план, как художник решает проблему предмета и плоскости. Мастерство, от которого замирает сердце. Всматриваемся в фрески, видно, как стеком переводили рисунок на влажную штукатурку, как туда заливалась краска. Невероятно.


Выдыхаем, идем дальше.
Второй зал, он больше, в нем есть простор, много людей, а над ними.... над головами людей картины. Много картин, невероятных картин. Что же там происходит? Происходит что-то совершенно необыкновенное. Да это же чудо, и тут и там чудо! Явление Господа. Они светятся сияют со стен. Одна из них меня ухватила.
Это был Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино, его картина «Кающаяся Магдалина».


Сначала проблески, затем свет, лучи света, потом появляется цвет, потом появляется форма. Рождается красота. От этого чувства у меня полились слезы. Картина не темная, она сияющая. Вы не представляете, как этот образ может воздействовать. Затем, глаз начинает цепляться за части картины, за детали и пластику, как одна форма переходит в другую, как плечо ангела в красном бархате выходит к нам, руки объединены в прекрасную чашу, в ней гвоздь, которым распяли Христа. Гвоздь задаёт направление, ось, в её нижней части мы видим терновый венец, в верхней на оси руки и глаза Магдалины, затем рука ангела, которая указывает на небо. В правом углу потоком, водопадом струится плащаница. Рассматриваем пейзаж, затем опять ангелов, головы, моделировку в тенях, крылья, которые написаны так материально, что их сейчас коснется ветерок, и перья будут двигаться! Кудри ангела переходят в облако. Мы провели у этой картины пол часа, отходили и возвращались. Но, мне кажется, что я не смогла увидеть её в целом. Через пару часов, еще находясь под впечатлением я спросила: "А что же там было нарисовано? Какой сюжет?". Эта картина настолько прекрасна, что я не смогла её охватить, потом вспомнила и про символы, и про свет в глубине пейзажа. Магдалина у Гроба Господня. Произошло главное чудо в истории человечества. Христос Воскрес. Вот откуда этот свет! Вот откуда это сияние.


Остальные картины ни чуть не хуже. Карраччи, Пуссен, Креспи, Караваджо. Интересно, как в зависимости от экспозиции, по-разному выглядят картины. Когда Караваджо привозили в Пушкинский музей, экспозиция была темной и лучи выхватывали картины. А в этой экспозиции "Положение во гроб" выглядело иначе, картина оказалась скорее светлой, чем темной, краски довольно яркие. Как чувственно и драматично написана "Троица с мертвым Христом" Лодовико Карраччи. Стоит отметить, что никакой каталог не сравнится с реальностью. Во первых размер, одно дело картина 2*2 метра, а другое репродукция 15*15 см, тут как ни старайся, в таком маленьком формате невозможно увидеть всей красоты… да и её часть увидеть непросто.


Третий зал с "Астрономическими картинами" (это я такое название в шутку придумала).
Затем, мы опять вернулись в первый зал, с удовольствием посмотрели Христа 12 века. Опять вернулись к фрескам Мелоццо да Форли, но оказалось, что после великолепия второго зала они уже не так захватывают нас. Второй зал, все эти картины, как сложная оперная музыка, состоящая из многих частей, в них столько смыслов! В них и форма, и содержание, и чувственная живопись, и великолепный рисунок. Как это возможно на свете?! Кем были эти ЛЮДИ? Эти великие художники?
Мы просто ребятишки со своими скромными возможностями. И нам всем нужно очень много работать каждый день, чтобы хотя бы было не стыдно ходить по одной земле с этими титанами. Эта выставка как взгляд на настоящие чудо, сами эти картины, возможности человека-творца - это чудо.
Я написала весь этот текст просто для себя, на память. Боюсь, что это чувство, воспоминание, будет ускользать от меня.

Previous post
Up