US Marine несет свой пулемет во время патруля вокруг базы "Мираж", провинция Helmand, Афганистан.
- О, ты русский! Здорово! Привет, товарищ!Я убил очень много русских.
- Много это сколько?
- Не знаю, много. Мне тогда было 23 года, я тогда уже был командиром, а сейчас мне 56. Русские меня всему научили, я закончил их военную школу, все оружие тоже было русское, но потом они вторглись в мою страну и, конечно, я их убивал. Ты слышал когда-нибудь про Панджшер? Это моя родина.
- И как русские воевали?
- Нехорошо. Они слишком много убивали. Всех подряд. Зачем всех убивать. Убивали бы меня и других бойцов, а всех подряд-то зачем. Они же просто мирные.
Так я познакомился с одним из советников. Здесь есть так называемая Advisors team. Они дают советы, как правильнее себя вести
, хорошо разбираются в менталитете и прочее. Это бывают самые разные люди. Есть бывшие военные, журналисты, ученные, сотрудники правительственных и неправительственных органихаций. Вот этот "товарищ" бывший полевой командир, потом эмигрировал в США, потом работал системным аналитиком. Теперь здесь. Вот небольшая беседа с этими ребятами. Они отвечали все вместе, кто-то что-то добавлял. Я постараюсь передать основное.
- С некоторыми базами талибы воюют ровно с 11 до 17. Почему так? Понятно почему они воюют только днем, но день не в 11 начинается и не в 17 заканчивается.
- Могут быть разные причины. Их координаторы и начальники сидят в Пакистане и время начала их действий может быть связанно с расписанием связи. Но скорее всего просто потому что им нужно время, чтоб добраться от мест, где они прячутся до нас и потом время на обратный путь. Тем более им надо нести все оружие на себе, а это тяжело, плюс, они должны это делать так, чтоб было не очевидно, что это оружие. У Талибов по сути всего три основных вида оружия: автомат или пулемет, РПГ и взрывчатка. И это все, во всяком случае здесь. Бывают редко миномеы. Но надо понимать, что талибы - это не солдаты. Это физически нетренированные люди, они очень мотивированы, но физически не всегда сильные. Поэтому им нужно время на перемещения.
- Американцы довольно быстро двигаются на юг. Все выглядит так, как будто может скоро закончится, но вы собираетесь быть здесь еще 5 лет. Зачем?
- Действительно, у Талибов уже почти не осталось мест, где они могут быть. К Ирану им нельзя, на Север нельзя, к Китаю нельзя, остается только кусочек на границе с Пакистаном, только эту границу они могут легко переходить туда-обратно, но воевать с ними - это как ловить мышей. Они же не организованная армия. Это маленькие группы по 2,3-5 человек. Они спрятались и все, а завтра другие вылезли. У них очень много нор.
- Хорошо, вы говорите, что остался только этот район на границе с Пакистаном, а как же Кандагар. Ведь там же нельзя и шагу ступить спокойно.
- Во-первых, сейчас очень многие выдают себя за талибов, а на самом деле это просто бандиты, а высокая преступность неизбежна в ситуации нестабильности. Мы сейчас занимаемся Helmand, а не Кандагаром, поэтому всей ситуации там не знаем, но в Кандагаре несколько другая ситуация. Там опасно не из-за войны. Там опасно из-за наркотиков. В Кандагаре ситуация контролируется наркобаронами, среди которых есть и талибы, и чужакам в Кандагаре не место.
- Хорошо, а как же быть с братом нынешнего президента Карзая?
- Да, конечно, все знают, что он главный контролер оборота наркотиков. Это вообще не секрет. В любой газете или журнале вы об этом прочтете. Да, он очень многое контролирует. Но сейчас не время и не место для него.
- Что значит не то? И как вы поймете, что уже то?
- Он же не просто уличный продавец наркотиков. Он контролер. Очень популярный человек. Люди его любят. Он делает много хорошего. Да, на деньги от наркотиков, но он строит больницы, школы, мечети, помогает людям, дает работу. Многие его обожают. Какое им дело на какие деньги он им помогает. Его рейтинг очень высокий. Но если вы приедете в Кандагар, то там люди даже районы города не по их названиям называют, а говорят: «Это территория брата Карзая».
Есть очень хорошая книга «Ghost wars» by Steve Coll. Странно, что ее разрешили непечатать в Америке, но все же. Это лучшая книга, чтобы многое понять.
- Кстати, про книги. Наверное, самая популярная книга об Афганистане Kite Runner (в русском переводе «Бегущий за ветром»). Что вы о ней скажите?
- О, нет. Это ерунда. Можно почитать, но это не очень все серьезно. Хорошя книга Great games. и еще, говорят, есть хорошая русская книга, по-моему автор Боровик, но я не читал, не знаю.