Попробуйте представить себе, что произойдет с музыкой как с продуктом (абстрагируйтесь от аспекта искусства) лет через 20-30-ть. Какую форму обретёт массовая музыкальная культура, бизнес? Размышления на эту тему рождают множество предположений (прогнозов).
Вот некоторые из них:
- Музыкальные носители - преимущественно электронные файлы. Форматы сжатые
( Read more... )
надеюсь это пишет человек, который может обосновать логически свои выводы.
Моя позиция не высосана из пальца, она базируется на следующих предпосылках.
- ресурсы истощаются и дорожают.
- Транспортные расходы концертных промоутеров растут колосально.
- Без спонсорской поддержки концерты на сегодня совершенно убыточны. Спонсоры все больше уделяют внимание интернет медиа как способу продвижения своих брендов. Это гараздо выгодней, чем тратить деньги на организацию концертов.
- услуг связи дешевеют
- способы продажи электронных услуг совершенствуются
- современная "медийная кухня" практически непригодна для выхода к массовому слушателю новых музыкантов. Рано или поздно произойдет передел этого рынка, и будет это явно не в пользу концертных промоутеров. этому есть объяснение - их рекламная аудитория гараздо меньше, чем аудитория пользователей интернет.
- сетевые ресурсы более доступны, количество пользователей сети постоянно растет
- технологии "присутствия" совершенствуются. Если сегодня онлайн-концерты ничем от телевидения не отличаются, то через 20лет они могут быть совершенно иными. Ссылки на отсутствие во время онлайн-концерта эффекта толпы к тому времени уже будут не актуальными. Посетители онлайн-концертов будущего будут иметь в своем распоряжении все эффекты какие захотят :)
Это были мои основные предпосылки.
Также хочу заметить, что я не отрицаю того, что живые концерты совсем прекратятся. Я лишь утверждаю, что закончится эра концертной индустрии. И еще замечу, что уже очень давно концерты НЕ ЯВЛЯЮТСЯ главным источником дохода у музыкантов. В концертной индустрии главным источником дохода являются спонсорские рекламные контракты, а на тему этого я высказался чуть выше.
В любых рассуждениях велик соблазн выдавать желаемое за действительное. Думаете, вы не подвержены этому соблазну?
В чем состоят ваши предпосылки утверждать, что живые концерты станут основным источником дохода музыкантов?
Reply
1. --------- ресурсы истощаются и дорожают.
- Транспортные расходы концертных промоутеров растут колосально.
- Без спонсорской поддержки концерты на сегодня совершенно убыточны. Спонсоры все больше уделяют внимание интернет медиа как способу продвижения своих брендов. Это гараздо выгодней, чем тратить деньги на организацию концертов.
Все эти проблемы актуальны для дорогих массовых шоу. В то же время, четвертый пункт Вашего списка подразумевает развитие большого количества проектов клубного формата, с более узкой, но и более четко очерченной целевой аудиторией. Транспортно-организационные расходы такого проекта незначительны, в то же время преимущества живого общения очевидны.
2. --------------И еще замечу, что уже очень давно концерты НЕ ЯВЛЯЮТСЯ главным источником дохода у музыкантов. В концертной индустрии главным источником дохода являются спонсорские рекламные контракты, а на тему этого я высказался чуть выше.
Спонсорские рекламные контракты к индустрии не имеют прямого отношения - это побочный бизнес, я его не рассматриваю. Фактических способо заработать своим трудом (а не "мордой") у музыканта 2 - концерты и продажа пластинок. Во всем мире многие годы основной доход приносили именно отчисления с пластинок. А у нас в стране - наоборот, из за лютого, бешеного пиратства. Развитие Интернета и свободного обмена музфайлами фактически уравнивает западных музыкантов с нашими в этом плане. Поэтому все больше молодых коллективов, а с недавних пор и тяжеловесы (Radiohead, Aerosmith) стали выкладывать свои альбомы в сеть шароварно (и неплохо зарабатывать и на этом) - а основная статья все больше попполняется за счет концертов и фанатских "сувенирных" изданий пластов.
3. ----------------------- услуг связи дешевеют
- способы продажи электронных услуг совершенствуются
Это очень хорошо, но в данном случае определяющей только для п.1.
4. ----------------------- - технологии "присутствия" совершенствуются. Если сегодня онлайн-концерты ничем от телевидения не отличаются, то через 20лет они могут быть совершенно иными. Ссылки на отсутствие во время онлайн-концерта эффекта толпы к тому времени уже будут не актуальными. Посетители онлайн-концертов будущего будут иметь в своем распоряжении все эффекты какие захотят :)
Явно не через 20, да и эффектов гораздо больше чем "эффект толпы". Мотивация людей идущих на концерт сложна и разнообразна.
5. ----------------- современная "медийная кухня" практически непригодна для выхода к массовому слушателю новых музыкантов. Рано или поздно произойдет передел этого рынка, и будет это явно не в пользу концертных промоутеров. этому есть объяснение - их рекламная аудитория гараздо меньше, чем аудитория пользователей интернет.
Никто не мешает концертным промоутерам учиться работать с новыми технологиями. Собственно, на Западе они давным-давно это делают, и вполне эффективно.
Reply
В России ситуация не сильно отличается от украинской (в России чуть-чуть лучше).
Тем не менее, про то, что клубные проекты будут существовать и являться основной формой живых выступлений я писал. Но я ни коим образом не причисляю их к концертной индустрии. К ней относятся только большие проекты. Они могут существовать только благодаря большим инвестициям: сьемки клипов, ротации на теле и на радио, рекламе в печатных медиа. И все это в обозримом будущем может накрыться медным тазом по причинам которые я ранее описывал.
Вы предлагаете отделить рекламные контракты от основных источников доходов музыкантов наивно полагая, что это возможно. Уверяю вас, если промоутеры уберут из бюджета концерта рекламные спонсорские источники, то они не смогут выплачивать музыкантам гонорары - ни копейки! Это совершенно точно. Попробуйте самостоятельно составить бюджет концерта. Учтите там все: транспорт, аренду концертного зала, технический и бытовой райдеры, рекламу (афиши, плакаты, постеры, флаера, рекламные ролики на радио и ТВ).. и не забывайте про персонал: про менеджеров, звукорежисеров, звукотехников, ПиАр-щиков. и еще... и еще...
Не витайте в облаках! После всех этих расчетов вы увидите, какой должна быть стоимость входных билетов для того чтобы появилась возможность заплатить музыкантам мало-мальски пристойный гонорар - цена билета будет примерно равна трети среднемесячного дохода среднестастичтического посетителя концертов (а часто и будет переваливать за половину). Вот здесь как раз и помогают рекламные спонсоры, они покрывают часть расходов промоутера, обеспечивают гонорар артиста и дают возможность заработать промоутеру.
Уверен, что ситуация "не на руку" и параллельно с ростом уровня образованности и искушенности рекламодателя - количество рекламных контрактов на концертных мероприятиях будет сокращаться. Будьте уверены - вложение 10000 долларов в рекламу продуктов в интернет намного эффективнее парочки банеров на концертной сцене и мелькания логотипа компании во времяпарочки интервью.
Ваши коментарии по поводу западного опыта Рэдиохед и Эйросмит - не показательны. Такой опыт может больше никому не удасться. Хумиха насчет того, что это дескать нечто эпохальное для индустрии шоубизнеса мягко говоря не стоит выеденного яйца.
Еще по поводу пиратства. Разница между западом и нами не в уровне пиратства. У них оно не меньше. Не забывайте - пиринговые сети не у нас были изобретены. И когда мы только начинали тырить мп3-шки - у них на этом уже собаку сьели.
Гиганты постепенно вымирают как динозавры. Западные лейблы-мейджоры балансируют на грани банкротства. Скоро они уже будут не в состоянии выплачивать роялти своим артистам.
Вы говорите, что концернтым промоутерам никто не мешает учиться новым технологиям - и они будут. Они уйдут туда где издержки меньше, эффективность вложений больше и потенциал роста больше - они уйдут в интернет. И первый кто это сделает - заработает больше. Сегодня еще не хватает технологических возможностей для реализации всего того что я обрисовал, но прогресс не стоит на месте.
Реальным концертам будут уделять внимание только те, для кого получение прибыли не является основным движущим фактором. Все это четко укладывается в концепцию, которую я обрисовал.
Отмечу, что не все из того что происходит в музыкальной индустрии... или же я думаю что так будет происходить - мне нравится, напротив - многое не нравится.. я ярый фанат живых концертов и надеюсь, что буду таким и через 20-ть лет. Впрочем, поживем - увидим. Например, если бы у меня была возможность виртуально посетить концерт того же Radiohead или Interpol - я бы не мешкая этим воспользовался и заплатил бы за это полную стоимость билета, как если бы я поехал в Лондон, но при этом я бы ни куда не ездил, не платил за перелет на самолете, гостинницу и тд..
Reply
Уровень пиратства на Западе меньше, а главное - там за него больно бьют. И пиринг-сети - не показатель. Например в США у большинства провайдеров протоколы пи-ту-пи вообще закрыты - я там жил, знаю не понаслышке.
Опыт Радиохэд и Эйросмит - мощно окупился, многократно повторен и отнюдь не единичен. Не верите - гуглите.
А в качестве средства извлечения прибыли концерт всегда будет надежнее интернета - потому что есть один зал, одна дверь, а у двери билетер. Если такие трансляции, которые Вы описываете, станут доступны в сети - как вы думаете, через сколько их защиту взломают, и напишут плагин бесплатного просмотра? Через сутки? Через неделю?
Поштудируйте историю краха доткомов, и поймете, почему в Сети реальную прибыль из массовых проектов приносят либо варианты с добровольными пожертвованиями, либо "с миру по нитке". Information wanrs to be free, ткскзть.
Reply
вообще-то я не имел в виду доткомы, когда говорил о новой форме шоу-бизнеса. Это будет нечто совершенно иное. Вы же не назовете доткомом телевидение высокого качества (то которое HDTV)? Потому что это не один из "проектов на базе..." - это новая технология. Также и с виртуальными концертами - это будет новая технология, которая позволит проводить концерты с многими тысячами зрителей. При этом ни музыкантам ни зрителям не нужно будет никуда лететь, ехать на поезде и тд..
Еще раз по поводу опыта Рэдиохед - вы тоже погуглите и увидите, что материалов насчет того, что из мухи сделали слона - масса. Просто кому-то нужны сенсации и для этого используют любые поводы. И к тому же Рэдиохед - колосален в масштабах планеты - не сравнивайте их с большинством. Кстати, посмотрим, пойдет ли Рэдиохед по этому пути второй раз.
Чего-то перестаю улавливать по поводу чего мы спорим. Или вам просто не нравится идея виртуализации концертов? но тогда это не имеет отношения к тому, что я написал - это же всего лишб мои субьективные предположения.
Не буду отрицать, что немасштабные концерты могут быть самоокупаемыми, но это не тот уровень доходов, который позволит музыкантам сделать музыку своей работой. А виртуализация при определенных технических возможностях очень даже может позволить.
Предлагаю вам составить свой альтернативный прогноз. Не отрывочно, а целостно. Если хотите, могу разместить его внутри своего поста.
Любое мнение имеет право быть высказанным.
Reply
Я не имею ничего против виртуальных концертов - но считаю, что живого исполнения в полной мере они заменить не способны.
По сути, я не согласен только со вторым пунктом исходного поста. Существовать ничего не перестанет. Что-то отомрет, что-то видоизменится - но эта ветвь индустрии будет существовать еще сотни лет я считаю.
Собственный прогноз - это круто, у меня есть на этот счет идеи и выкладки, более того - в настоящее время я работаю над циклом прогностических и футорологических статей для портала "Хроники" - возможно, наш диалог ляжет в основу одной из них. Но писать прямо сейчас просто нет времени. :(
Reply
Reply
Там почти не прогнозов, но констатация кризиса - налицо.
http://mx.esc.ru/~assur/ocr/mushole/mushole.htm
Reply
Reply
Надеюсь, что через 20-30 лет, если на всех не постигнет апокалиспис, я куплю себе деревянный дом с собственной электростанцией, наполню его ламповыми усилителями, магнитофонами, и буду покупать только аналоговое оборудование. Еще я куплю ружье и собственноручно буду отстреливать авторские селфбенд-проекты. Возле дома буду держать злых собак, в саду выращивать хурму, топинамбур, сельдерей и пастернак. А если я вдруг напишу красивую песню о неразделенной любви, никому не дам ее послушать и все будут страдать.
Reply
Reply
Leave a comment