Глубокая тема, оказывается - учиться называть свои эмоции словами. Тренирует, развивает мозг и способность к восприятию.
Вспоминается: "Я старый солдат и не знаю слов любви..." (Фраза из советского кино "Здравствуйте, я ваша тётя")
Ivanna Smolyana
пишетЧитаю я тут книгу "The mindful path to self-compassion". В ней оказалась глава, которая углубила для меня понимание одной, на первый взгляд довольно простой способности называть свои переживания и чувства словами. И это не о самой возможности сказать "Я чувствую грусть, или радость", а об умении распознавать свои субъективные психические и телесные ощущения и назвать их подходящими словами. То есть непременно в связке "внутреннее ощущение - слово". Когда человек не научился этому навыку, то называют это алекситимией. И это совсем не страшная болячка и патология, умение распознавать и называть чувства - навык, которому можно обучиться в любом возрасте. Я, к примеру, на психотерапии научилась связывать многие свои давно знакомые переживания с тем, какими словами их называют.
В книге автор ссылается, что полезность в этом навыке не только коммуникационная, то есть способствует большему взаимопониманию друг друга, но и так же "нахождение слов для чувств деактивирует часть мозга, которая запускает стрессовую реакцию" (основано на исследованиях мозга с помощью ФМРТ).
И здесь есть один клевый нюанс для психотерапевтов, для которых распознавание эмоций и называние их - один из основных рабочих навыков. "Чем больше вы практикуете этот навык, тем более окрашенной нюансами и даже поэзией, становится язык описания чувств". То есть навык, по мере употребления, развивается и в сторону чувствительности к большим оттенкам и нюансам, и в сторону лингвистического разнообразия в назывании чувств. И у каждого психотерапевта формируется что-то вроде почерка, очень личной языковой стилистики в описании.
И я тут подумала для себя, что богатство переживательного языка может быть одним из признаков профессионализма и проработанности психотерапевта. Тезис не категоричный, но есть в нем для меня правда.