Nov 05, 2013 11:09
Читаю сейчас интересную книгу о Колтрэйне - C.J. Thomas "Chasin' The Trane". Книжка сама по себе очень занимательная (я как-нибудь о ней ещё напишу, даже, пожалуй, перевод выложу). Один момент меня в ней очень поразил. Найма Колтрэйн (первая жена музыканта, которой он посвятил известнейшую одноимённую композицию) вспоминает, что Трэйн, ежедневно занимаясь на саксофоне дома, всегда, помимо обычных саксофонных упражнений, занимался ещё упражнениями и методиками, с саксофоном никак не связанными: неподъёмный труд Николая Слонимского "Thesaurus of Scales and Melodic Patterns", скрипичные упражнения и этюды, а также упражнения и этюды для арфы. Таким способом Колтрэйн пытался расширить возможности как тенор-саксофона, так и свои собственные. Очень интересно появление в этом наборе арфы. Найма вспоминает, что однажды ночью Колтрэйн разбудил её и попросил послушать кусок записанного на плёнку его последнего выступления, прошедшего буквально пару часов назад. Колтрэйн всегда записывал свои выступления и затем внимательно прослушивал, анализируя буквально каждую сыгранную им ноту. И в этот раз его внимание привлёк один фрагмент собственного соло. Слушая, он никак не мог понять, на что же это похоже. Ему казалось, что в своих пассажах он слышит какой-то другой инструмент. Именно этот вопрос он и задал жене посреди ночи: "Что я здесь играю?" Прослушав отрывок несколько раз, Найма, хорошо разбиравшаяся в классической музыке, ответила: "Вообще, это очень похоже на то, как звучит арфа". На следующий же день Трэйн отправился в магазин и накупил пластинок с арфой, которые в течение длительного времени скрупулёзно анализировал - как с саксофоном, так и без него.
А ещё некоторое время назад я читал автобиографию Оскара Питерсона, где, в частности, упоминается, что у трио Питерсона выработалась такая привычка: выступив в каком-то зале/клубе/и т.д., музыканты сидели и пили кофе, дожидаясь, пока рассосутся посетители и обслуживающий персонал, после чего сразу же приступали к занятиям и репетициям - уже до момента открытия заведения.
Я это, собственно, к чему. То, что делали Колтрэйн и трио Оскара Питерсона, называется "вкалывать". Как проклятый. И т.н. "талант" - это, по большому счёту, умение, наступив себе на горло, заставить себя пахать. И всё. Мир вокруг гораздо проще, чем кажется.
мысли всякие,
музыка