«Скука отменяется!», «Вулканчик страстей», «Гепард в овечьей шкуре» - вот лишь неполный список заголовков, которыми федеральные коллеги увенчали свои материалы о тест-драйвах Fabia RS. Соответстствует ли этой образности чешский «горячий хэтчбек»? Проверяем на себе!
Визуально Fabia RS смотрится очень мило. Автомобиль небольшой, дизайн сдержанный, однако фирменная двухцветная окраска наряду с красивыми легкосплавными дисками и виднеющимися сквозь них красными тормозными механизмами придаёт ему молодецкой удали. Смотреть на машину приятно, классовой ненависти она не вызывает, ну а то, что скромно и достоинством - полагаю, что большинству это понравится.
Дверь открывается легко, и мы в салоне.
Осматриваюсь - и испытываю первое огорчение. Нет, в плане пространства все вполне неплохо, а вот дизайн и отделка подкачали. Внешне радует только руль, всё остальное, прямо скажем, ужасно скучное. Не радует и пластик обшивки, жёсткий и гулкий. Причем панель сделана из двух типов пластика - тот, что обращен к людям, относительно мягкий, хотя и не очень приятный на ощупь, а вот всё остальное - откровенно жесткое и дешёвое.
Куда больше радуют симпатичные сиденья, обшитые «весёленькой» тканью и обладающие спортивным профилем. Регулировки механические, но это, право слово, мелочь. Хуже то, что мне так и не удалось удобно устроиться в этом кресле. Я ездил на «Фабии» три дня, ежедневно подкручивая угол наклона спинки и поднимая/опуская кресло, однако найти положение, о котором можно было бы сказать «О да, вот оно!» так и не удалось… Это, разумеется, не значит, что найти его не удастся вам, однако меня эта ситуация озадачила, тем более что никаких особенностей комплекции типа горба, хвоста или невероятно тонкой талии у меня нет.
Зато между креслами - скромный, но оказавшийся очень удобным подлокотник. Однозначный плюс!
Увы, его никак нельзя поставить проектировщикам передней панели: даже если не касаться её внешнего вида, стоило хотя бы попытаться толково использовать пространство. Зачем было делать целых два перчаточных ящика, если ни в один из них не входит даже папка формата А4?
Приборы - обычные «всефольксвагеновские», правда, в реализации «Шкоды», с радиальной оцифровкой и довольно тусклой подсветкой. Лично мне, привыкшему к контрастным оптитронным приборам, да и немного балованному ездой в автомобилях классом повыше, они не понравились - ни шрифтом, ни подсветкой. Ну да свои функции выполняют, и ладно…
Не понравились и подрулевые переключатели - нечёткое срабатывание усугубляется перегрузкой функциями. Главным образом, это касается правого, на который, помимо управления передними стеклоочистителями, возложена функциональность ещё и заднего плюс двухпозиционная клавиша в торце, ведающая переключением отображения функциями маршрутного компьютера. Сам компьютер незатейлив, однако к нему никаких претензий не возникло - информацию о пробеге, расходе топлива, запасе хода и тому подобных вещах он выдаёт исправно. То же самое касается климатической установки: есть, работает, вопросов не вызывает.
Наличествует и аудиосистема в лице самой простой из трёх видов штатных автомагнитол марки - Swing, работающая вместе с шестью динамиками. Управлять системой просто, а качество звучания позволяет с удовольствием слушать радио "Эхо Москвы". Если претендуете на большее, то акустику лучше сменить...
Огорчил и обычный ключ. Который при каждой поездке нужно вынимать из кармана и вставлять в замок зажигания. А потом вынимать, складывать и убирать. Люди, делающие это десятилетиями, наверное, пожмут плечами и обвинят меня в снобизме, но друзья, ХХI век на дворе! Давайте уже закроем тему с ключами, которые нужно доставать и поворачивать, и окончательно перейдём на транспондерные брелоки с кнопкой «Старт/Стоп», существующие уже довольно давно. Я понимаю, что Fabia - бюджетный автомобиль, но послушайте, раздражает невероятно! Особенно когда в руках какой-нибудь пакет, телефон, ключи от квартиры, букет цветов или что-то ещё… Ключ оказывается как раз тем предметом, который нарушает и без того хрупкий баланс между тем, что ещё можно унести и тем, на что рук уже не хватает!
Садясь назад, я подозревал, что там окажется тесновато, и не ошибся. Стресс-тест «сядь сам за собой» машина прошла, но с трудом: места хватило впритык, да и то лишь потому, что передние сиденья обладают ограниченным диапазоном перемещения. Лично мне хотелось бы сдвинуться ещё на один «щелчок» - и вот тогда бы сам за собой я уже не сел бы… Как ни крути, автомобиль небольшой, и забывать об этом не следует.
А ещё мне не хватило «спорта». Спортивные сиденья, накладки на педали, красные тормозные механизмы да шильдики RS спереди и сзади - вот и спорт. Даже руль, даром что очень удобный, не производит впечатления спортивного, а интерьер и вовсе остался стандартным.
Заглянем в багажник. Он под стать автомобилю - не не очень велик, но удобен. Внутри есть крючки для фиксации содержимого, ниши и проч.
Всё хорошо ровно до того момента, когда багажник нужно закрывать - вот тут-то и кроется ложка дёгтя. Ей стала довольно странная как на вид, так и по концепции чёрная ручка, ведающая закрытием пятой двери.
Мне это решение чрезвычайно не понравилось: во-первых, тянуть надо достаточно сильно, во-вторых, руку приходится неестественно выворачивать, в-третьих - дозировать усилие очень сложно, в-четвёртых - потянуть мышцу - проще простого. Хуже то, что такие ручки я видел во всех «Шкодах». Что мешало чехам сделать обычную, десятилетиями отработанную ручку «уступом», за которую тянут пальцами - загадка.
Быть может, мотор спасёт положение? Заглянем под капот, где размещен двигатель 1.4 TSI с непосредственным впрыском топлива, оснащенный комбинированным наддувом. В зоне малых оборотов за принудительное наполнение цилиндров воздухом отвечает механический нагнетатель, ну а по мере их роста в дело вступает обычный турбокомпрессор. Это позволило снять с небольшого объёма целых 180 л.с. и 250 Н•м крутящего момента, который двигатель выдаёт в диапазоне от 2000 до 4500 об/мин.
Забегая вперёд - результат порадовал до глубины души: описываемый двигатель пришёлся «Фабии» как раз впору! Мотор нетяжёл в плане веса, лёгок на подъём в плане характера и является отличным напарником для «робота» DSG, составляя с ним дружный тандем. Машина очень резвая (ещё бы, ведь её снаряженная масса - всего 1243 кг!), и в городе это невероятно удобно!
С места автомобиль разгоняется очень бодро и ровно - пожалуй, это лучшая реализация «робота», на которой мне приходилось ездить (если взять за скобки PDK в Porsche 911). Но учтите: в «Шкоде» всё заточено под быструю езду. В таких условиях DSG «Фабии» быстро и чётко переключает передачи в обе стороны, не допуская ни рывков, ни провалов и, что особенно приятно, не дёргает машину. Результат невольно заставляет улыбаться: маленькая зелёная машинка практически всегда уезжает вперёд вне зависимости от того, кто рядом. Комбинация механического нагнетателя с турбокомпрессором, позволяющая двигателю развивать близкий к максимальному крутящий момент уже на низких оборотах, подходит машине идеально!
Увы, при спокойной езде дела обстоят похуже. Всему виной двуличность преселективного «робота»: прекрасно справляясь с переключением передач в близких к предельным режимах, коробка становится невнятной при спокойной езде. Появляются и заминки, и ошибки в выборе передач. В пробках «робот» не радует совсем - рывки хоть и меньше, чем на более крупных авто, однако сравнение с обычным гидромеханическим «автоматом» «робот» проигрывает. Отпускаешь тормоз, а машина стоит. Проходит пара секунд, и лишь после этого она начинает неуверенно, словно нехотя, двигаться. Приходится увеличивать подачу топлива, но тут мы натыкаемся на другую проблему - весьма длинноходную педаль акселератора с «ватным» в первой трети перемещения приводом. Дозировать тягу в таких условиях непросто, поэтому езда в пробках, прямо скажу, несколько раздражает. Обычный «автомат», работающий по принципу «отпустил тормоз - поехал, нажал тормоз - остановился» выигрывает тут в одни ворота.
Всё меняется, стоит лишь выбраться на оперативный простор. Машина просыпается и вновь становится тем самым «вулканчиком страстей». Турбомотор бросает автомобиль вперед, коробка молниеносно переключает передачи, педаль газа становится удобной и упругой, а удовлетворение в душе водителя отражается в улыбке на лице. Всё просто: плотный поток «Фабии» противопоказан, а вот в условиях свободных улиц она чувствует себя как рыба в воде!
На трассе машина хороша, но лишь до определенного предела, обусловленного возможностями шасси. Небольшой, но относительно высокий хэтчбек с опять же относительно высоким центром тяжести хоть и способен разогнаться до внушительных 224 км/ч, не очень подходит для «большого туризма». Нет, продолжительное время ехать в режиме 140..150 км/ч машина может, однако на большее рассчитывать не стоит - слишком напряженно. Впрочем, создавалась она совсем не для этого, оттого и критиковать байдарку за неспособность нести торпедный аппарат бессмысленно.
К управляемости автомобиля мы изначально отнеслись скептически. Да, мы знаем, что «подогревая» «Фабию», инженеры внесли достаточно изменений в подвеску, установив более жесткие амортизаторы и увеличив жесткость переднего стабилизатора. Увы, этого недостаточно: для спортивной машины управляемость RSки слишком «мягкая», пределы возможностей шасси наступают ощутимо раньше пределов возможностей двигателя и трансмиссии, а шины Bridgestone Turanza ER300 размерности 205/45/R16 и вовсе показались мне откровенно «скользкими».
Поэтому для активной езды в городе маленькая и резвая Fabia RS подходит отлично, а вот для езды по треку понадобится если не другая машина, то, по крайней мере, серьёзные изменения подвески и обязательно - замена шин. Возможности же «стоковой» Fabia RS не превосходят оные у других современных автомобилей С и D классов, и говорить о «спорте» применительно к управляемости вряд ли стоит.
Зато в «Фабии» легко. Машина лёгкая, машина легко рулится, машина не давит авторитетом и не вызывает мыслей об условностях. Ты просто садишься и едешь, не испытывая ни физических, ни психологических нагрузок. А поскольку езда в итоге получается быстрой и приятной, машина получает за это безусловное одобрение!
Понравилась мне и подвеска. Коллеги, привыкшие к обычным комфортным машинам, жаловались на её жесткость, однако мне, в последние недели осваивающему машины одна жёстче другой, плавность хода показалась вполне достойной. А вот энергоёмкость вызывает вопросы - по ощущениям, вовремя не замеченная ямка даже средних размеров или срезанный слой асфальта могут кончиться неприятностями…
Стихия «Фабии» - большой вечерний город. Ей плохо в утренних пробках, не лучше в вечерних, однако стоит выехать на полупустые улицы, как чувство скорости захватит вас целиком. Быть может, она не заставит испытать чувств и эмоций, свойственных управлению настоящим спортивным автомобилем, однако по критерию «стоимость/эффективность» Fabia RS заслуживает весьма высокой оценки. Да, на треке ей делать особо нечего, но на роль динамичного городского автомобиля для человека, не обремененного большой семьёй, «чешка» подойдёт отлично!
И знаете, что самое интересное? За рулём «Фабии» я впервые задумался о том, нужен ли мне большой автомобиль премиум-класса. С мощным двигателем, богатым оснащением, соответствующим ценником и нескромной стоимостью владения. Маленькая «Шкода», быть может, и неспособна подарить такое удовольствие от вождения, как шикарные авто премиальных брендов, однако в быстрых перемещениях по городу равных ей немного.
Купил бы я эту машину или нет? Давайте по-простому, коли уж так. Я ни за что не купил бы обычную «Фабию» - как кинестетику, поездившему, вдобавок, на Audi, Lexus и Porsche, она противопоказана. Но Fabia RS - другое дело. Да, она столь же печальна внутри, однако есть вещи, за которые ей можно простить всё - исключительно приятная внешность, лёгкий нрав, отличная динамика и дивное ощущение лёгкости бытия. Посему - если у вас нет дачи, понтов и денег на спортивный седан, но вы хотите ездить быстрее потока, не особо напрягаясь при этом - обязательно присмотритесь к Fabia RS!
Напоследок - о цене. Она действительно может показаться завышенной для столь небольшого автомобиля. Однако, выбирая между дерзкой «Фабией» и обычным хэтчбеком гольф-класса с 1,6-литровым мотором, лично я однозначно предпочту маленькое зелёное удовольствие!
P.S. Пока материал находился в работе, пришла грустная новость: британское издание Autocar со ссылкой на члена совета директоров Skoda Фрэнка Уэлша сообщило, что компания Skoda намерена прекратить выпуск «заряженной» версии RS после смены поколений модели. «Мы не можем работать с автомобилями, которые всем нравятся, а покупают их единицы», - отметил менеджер. Поэтому, если вам интересна Fabia RS, реализовывать свой интерес стоит побыстрее!
Оригинал материала