Вот отсюда послание патриарха Гермогена, датируемое серединой августа 1611 года, единственное, дошедшее не в пересказе:
"Писати бы вам из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтоб митрополит писал в полки к бояром учительную грамоту, да и к казацкому войску, чтоб они стояли крепко в вере, и бояром бы говорили и атаманье безстрашно, чтоб они отнюдь на царство проклятого Маринкина паньина сына… не благословляю. И на Вологду ко властем пишите ж. также бы писали в полки; да и к Рязанскому пишите тож, чтоб в полки также писали к бояром учительную грамоту, чтоб уняли грабеж, корчму, блядню и имели б чистоту душевную и братство, и промышляли бы, как реклись, души свои положити за Пречистыя дом и за чудотворцов, и за веру, так бы и совершили. Да и во все городы пишите, чтоб из городов писали в полки к бояром и атаманье, что отнюдь Маринкин на царство не надобен: проклят от святого собору и от нас".
Жаль, конечно, что сын Марины Мнишек не стал царем заместо слабоумного патриаршича Михаила, а лихой тернопольский шляхтич-козак Иван Заруцкий - его регентом. И моральный облик полков из грамоты видно.
Но есть еще одно послание Гермогена, найденное в Бельском летописце. Датировать его затруднительно, очевидно, это 1611 год, возможно, осень. Но оно любопытное благодаря своему упоминанию ведовства и московских гадательных и волшебных книг как общераспространенного и сопоставимого по масштабу с взяточничеством, разбоем и воровством явления:
"Просите у Бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы и молитвами всех святых, и поотринути от себя всякое зло. И поборает по нас Господь сам Бог. Живосными усты своими рек сам Господь: "Аз есми по вся дни с вами до скончания века". И паки рече: "Аз есми с вами и никто же на вы". И паки рек: "Иде же два или три собрани во имя мое, ту есмь и аз посреди их". И паки рек: "Ничто же творите и приступите ко мне и противитеся и лица ваша не постыдятся, врази наши да будут пред вами, яко прах пред лицем ветру". И ангел Господень, погоняя их, понеже с нами Бог и молитвы Пречистые Богородицы и всех святых, поспешествуют вам. Токмо отрините от себя всяку ересь и всяко нечестие, его же ненавидит Бог. Кто будет был блудник возлюби целомудрие, еже есть чистота телесная, и кроме жены своея со иными не блудите. Или кто разбойник, или тать, или клеветник, или судья неправедной, или посульник, или книги годательные и волшебные на погибель держыт, или ведует, впредь обещайся богу таковых дел не творить. То чистое покаянье именуетца, что от грех престати, а не отчайся никако же никто - несть бо того греха, котораго божие человеколюбие не превозходит. Отчаявшися сам себе заколает, что мертвый не может встать. Тако отчаявшися спастися, согрешил еси. Прибегни к Богу и помяни царя Манасию: и лета отворил люди от Бога и в мало время спасеся из медяные тюрмы, ангелом взят и принесен во свое царьство Езекею. Много согреши и обратися ко истине покаянья и прослезися. И каково знамение на небеси его ради показа Господь солнцем, тогда бо и в нощи день. И бе при том же ангел Господен, уби от полку асирийска 185 000. Помяните паки разбойника и мытаря, и блудницу: многим ли времянем и не единым ли словом спасошася? А на волшебные и на годательные книги и на ведовство что надеющеся, и те что на воду опирающеся, а хто опретца на воду, тот и погрузитца и потонет. И тако и на ересные, и волшебные, и на годательные книги кто на них надеетца, и их держытца, тот вскоре и погибнет и душею и телом. Не может бо человек двема господинам работать, и тако не может единым оком смотрети на небо, а другим на землю. Сам убо Господь рече: „Где есмь аз, тут и слуга мой будет". То доброй ли слуга, что господина своего оставя, да не токмо господина, но и творца своего и Бога имущаго вся в руки своею, владеющего животом и смертию, да отдаст себя врагу Божию и своему губителю сотане и диаволом? Сотона же з бесы своими, хотя мало что и польстят, и сотворят ему по его воли хотение его, и палят его мечтанием своим к тоске. И как отведет его от Бога, тогда по своему злодейству, смеявся ему, поругаются и всю волю свою сотворят над ним и смертию злою уморят и погубят, понеже отступи от своего создателя и во оном веце учинят его бес конца горети. И те душегубительные книги и ведовство, которые православных крестьян во ад сводят и сотворяют с сотоною и з бесы мучитися в бесконечныя веки, подобает вам, держащимся их, почитающим их, служащим их, огнем сожигати вместо собя, то сами не будете горети в бесконечные веки, да и зде приимите благодать божию, и подаст вам бог вскоре. А тем не прельщайтеся, что со враги Божиими и со диаволы знатися и Бога бы милостива сотворити собе. По собе всяк знай: только раб твой ко врагу твоему прибегает и поклоняется ему, и угодная творит ему. Что ты - добро сотворишь рабу своему? И вы не могите держатися таковых соблазн и поразумейте: свет ли или тма, живот ли или смерть, бог ли или бес, ково оставляете и х кому прибегаете? И хощете ли до конца не погибнути, прочтите мучение священномученика Кипреяна, той и вам объявит прелесть вражию и покажет. Обращаемся к богу: неизреченно Божие к нас человеколюбие. Волшебствующии бо и волше[б]ство делающей, аще и святые троицы имя нарицают, аще и знамение честнаго креста Христова сотворяюще и знамение некое, некое в волшвение творят. Бегати их подобает и отвращатися, понеже не бе место покойно богу в них неверия ради. И яко же сам рече: „Сын человеческый не имать, где главы подклонити". Блюдиси таковый, да не на тебе исполнитца речение: „Приемлете, зане зле просите". А благочестиву мужу Бог помогает, понеже на Бога надежу держыт, а не на душедьявольския, душегубительные книги и козни его, от них же да избавит нас Христос, Бог наш. Кое убо приобщение свету ко тме или кое причястие дьяволу со Христом? Не подобает нам, крестьяном, усты и языком бога призывати, а душею и телом дьяволу работати. Помните реченное господем: „Раб ведая господина своего волю, а не творит, бьен будет много". И паки: „Аще бысть и слепы были, то не бысть б и греха имели". И паки: „Подобает покаятися к богу, ему же слава в веки". Аминь".