В этом году Первомайский велопробег ожидался как всегда самым сложным из всех предыдущих. Но в этот раз получился особенно жесткий. 4 дня (вместо трех обычно), набор высоты 3500 метров (вместо 2000 обычно), 6 перевалов и 12 бродов (вместо 1-2 обычно).
Вот что писали организаторы после разведки маршрута: "Мероприятие обещает быть необычайно красочным, как в плане природных красот, так и в плане излияния простых и понятных человеческих эмоций)) Придется таскаться по грязи с груженым велосипедом, нестись с перевалов преодолевая все мыслимые пределы скорости и серьезно потрудиться набирая высоты. Что уж говорить, самый настоящий туристический поход!". Всё верно, всё так и было. Только я не сразу понял смысл последней фразы. Настоящий туристический велопоход - это значит надо идти пешком и вести рядом велик.
Я участвовал уже в четвертый раз, что меня очень удивляет. Год назад я думал, что мне уже не будет интересно. Но всё оказалось намного интереснее. У меня до последнего решалось поеду я или не поеду, но потом всё замечательно сложилось. В общем, главное, чтобы было желание. Накануне я приехал в Кемерово за великом. Перед велопробегом я не тренировался, если не считать 30 км по городу за день до отъезда. Хотя существуют рекомендации по тренировкам, но я и в прошлый раз на тренировался из-за травмы, и ничего, также всё проехал. Затем на машине приехали обратно, в Новокузнецк. Далее с Новокузнецкой командой на их автобусе. А после, из Новокузнецка сразу с велом на электричке в Шерегеш. Такой был план, который полностью исполнил.
Из Кемерово было опять три с половиной человека. В смысле, команды как таковой не было, мы были вместе с новокузнецкой командой. Всегда удивляло и расстраивало, что из Кемерово так мало народу, а у всех других городов десятки человек в команде.
Официальная страницаКарта маршрутаПрофиль высот Маршрут проходил через республику Алтай. Частично он пересекался с маршрутом алтайского велопробега 2012 года.
На Алтае всё по прежнему: красота, куда ни глянь, горы крутые, реки холодные, забавные тюркские названия, пастухи всё также пасут свой скот, а коровки и лошадки мирно жуют травку на альпийских лугах.
Погода была как на Луне: днем стоит летний зной, а чуть солнце садится, сразу холод до нуля. Дождь был немного в самом конце. Если бы в первые дни лил дождь, то этот велопробег получился бы очень печальным.
Официально старт был от поселка Турата. Но из-за плохой дороги автобусы туда не доехали. Каждый город стартовал там, куда решился проехать их автобус. Расстояние первого дня увеличилось на 25 км. Не было официального старта с песнями плясками, речами и выступлением главы района. Участников, кстати было намного меньше прошлых велопробегов. Не было также участников с детьми и собачками, а также на сомнительных транспортных средствах.
А вот и Турата - как-бы место старта
Потом сразу идет подъем в перевал по говнам.
Это был самый говнистый перевал во всех смыслах, ещё и после ночи в автобусе. Всего расстояния в первый день получилось около 70 км.
Второй день ожидался очень сложным и убойным, он таким и получился. Ожидалось 77 километров и 3 перевала с общим набором высоты 1500 м.
Первый перевал Кукуя. В 2012 году мы его уже проходили, только с другой стороны, тогда он был самым сложным и тяжелым, сейчас же дался легко, как утренняя зарядка.
Дальше было даже немного асфальта. Затем дорога ухудшалась, пока не появился первый брод.
Следующий перевал - Чергинский - самый затяжной и злоебучий. Я постоянно высчитывал по карте и велокомпьютеру когда он закончится, в итоге ошибся километров на 6.
Село Верх-Черга - половина пути на вершину.
У самой вершины подъем очень крутой.
Зато на вершине вид захватывает дух. Высота 1280 м., подъем почти 600 метров. Это как подняться на гору Зеленую. И таких перевалов всего 6.
Время уже 6, силы на исходе, а впереди ещё крутой спуск. Видно, что дорога уходит за горы, а там ещё один перевал, а после него ещё непонятно сколько ехать.
Третий перевал был пройден уже на закате.
Новосиибирские организаторы, придумавшие этот маршрут, осознали, что перегнули со сложностью во второй день, решили сделать стоянку в другом месте. Но половина участников уже уехали на первоначальную стоянку за село Шебалино, в том числе новокузнечане. В итоге ночевка разбилась на два лагеря, что внесло ещё большую неразбериху и нервозность в этот сложный день. Вдобавок мы с одним товарищем поехали не по той дороге, заехали не в то село, пока разобрались и доехали до Шебалино уже совсем стемнело. На место ночевки добрались уже при свете фонариков в одиннадцатом часу.
Третий день был отдыхаловский и расслабляловский, всего 35 км. Начался он со спуска по Чуйскому тракту обратно до села Шебалино. Это наверное, для меня был самый кайфовый момент всего пробега.
Шебалино довольно большое село. Здесь есть даже Дом правосудия!
Моё снаряжение
Лошадки пасутся
На перевале
Это село Апшуяхта. Ну прям реклама молочного шоколада.
Там вдали источник с целебной водой. Как сказал местный житель "глаз болит - глаз помоешь - не будет болеть".
Жители местных деревень плохо говорят по-русски, иногда сложно понять.
Автопортрет
Третья ночевка была на высоте 1100 метров в живописном месте вдали от людей и населенных пунктов.
Вечером предпоследнего дня как обычно культурная программа, веселье, конкурсы, и впервые гонка крос-кантри среди лосей Сибири
Четвертый день всё решил. Это была компенсация за все мучения.
После спуска с перевала попадаем в село Каспа.
Отсюда начинается живописнейший спуск вдоль реки Каспа.
Чтобы было не слишком жарко, дорога много раз пересекает реку Каспа. Я насчитал 11 (одиннадцать!) бродов через Каспу. Река иногда текла прям по дороге.
Большинство участников подготовились к бродам и тащили с собой специальную обувь. Некоторые проезжали реку не слезая с велосипеда. У меня же была только одна пара обуви, поэтому я каждый раз разувался.
Но броды нисколечко не испортили впечатление от этого красивейшего спуска.
Рядом с одной из ферм на берегу реки Каспы лежит человеческий череп и смотрит на реку.
Этот череп заметил не только я. Так,
фотка черепа в велосипедном шлеме, сделанная кем-то из новосибирцев, стала символом этого велопробега. Ибо до конца своим ходом доехали не все, и каждый перевал кого-то забирал...
Вдали виднеются горы на берегу Катуни.
Дорога выходит на берег реки Катуни.
И далее вдоль Катуни до финиша в Чемале.
Катунь - одна из красивейших рек в России. Здесь уже начинается туристический Алтай. По дороге встретились внедорожники, рафт, квадроциклы и даже вертолёт. Повсюду вывески: дома, баня, мёд, экскурсии, конные прогулки, ферма бобров... А до этого был самый настоящий нетуристический Алтай.
Место финиша в Чемале
Река Чемал. Здесь я уже как-то был, и даже на велосипеде.
В заключении хочу сказать, что мне хоть всё понравилось, но удовольствия мало - половину времени тащить рядом с собой нагруженный велосипед в гору. Так что я ещё подумаю, прежде чем идти в такого рода туристические походы.
В Новокузнецк приехали в 3 ночи и как раз попал на электричку до Таштагола, которая ходит раз в два дня по нечетным в 5 утра. Всё думал, зачем они так рано ходят, а оказалось как раз кстати.
Из Таштагола ещё 20 км своим ходом до Шерегеша. Весенняя Шория не менее прекрасна, чем зимняя.