Вчера у нас в Киеве на занятии, которое мы проводили без Спинозы, возник конфликт. Родились живые эмоции, но мы их не использовали, а это можно было сделать, если бы перенесли конфликт на площадку и разыграли его в каком-то театральном гиперболизированном виде.
А произошло вот что:
Вероника опоздала на занятие, пропустила наши "бродилки", пришла к середине "разминки". Разминку мы вели по очереди...
Кстати, кажется, во время разминки мы увлекались какими-то движениями "с подколами", движениями, которые были больше привлекательны для ведущих, чем для участников. Надо будет как-нибудь попробовать упражнение "конкурентная разминка", когда ведущих двое, и каждый из них предлагает свои движения. Их задача - увлечь группу за собой. Это упражнение может быть несколько...
Драматично, что ли? ("Я думал, что такой классный, а все повторяют движения моего конкурента...") Но в нем будет видно, какие движения в разминке более эффективны, какое настроение более эффективно.
Я участвовал в таком упражнении на семинаре Покуси в Москве. Моим конкурентом был Юра, и вся группа, в итоге, пошла за его движениями, хоть сначала кто-то повторял и мои. Есть над чем подумать даже сейчас. Такой интегральный показатель, в котором вместе сходятся много факторов...
Вернусь во вчера. Вероника отказалась проводить часть разминки и, вообще, держалась в сторонке от движухи.
После разминки мы делали упражнения "ЭОО в парах", но нас было 7 человек и я предложил разбиться на 2 пары и одну тройку. В тройку я пошел сам и пригласил Вову и Веронику. Она сначала отказалась, потом немного включилась, но отстраненно.
(Сейчас соображаю, что мне надо было не входить в упражнение, а остаться ведущим, роль которого я, фактически, выполнял. И надо было подходить к парам и подсказывать что-то полезное.)
Короче, потом мы решили перейти к "площадке". На площадке, обычно, есть оператор (ведущий, кто старается послать сигнал) и эксперт (живет на площадке, двигается, старается почувствовать сигнал и выразить его своей жизнью). Еще раньше мы с Галей (и Спиноза с Гномом) делали площадку с двумя операторами, сидящими один напротив другого "на оси". Вчера кто-то предложил сделать две оси крестом, а кто-то предложил сделать даже три оси. Я сначала хотел с этим не согласиться, но потом решил, что можно попробовать делать по-разному.
Конфликт
И вот, подходим к конфликту: шесть человек расселись на трех "осях", а Вероника сидела в сторонке. Лена предложила ей первой выйти на площадку. Я как бы отчитал Лену, сказал ей, что она наезжает на Веронику. Лена спросила у той, наезд ли это, Вероника ответила, что нет, не наезд, но, типа, "вот ты и выйди на площадку". Лена вышла на площадку, я включил музыку, началась "работа". К окончанию композиции я взглянул на ситуацию с другой стороны, и, когда музыка закончилась, извинился перед Леной, что вмешался в ее разговор с Вероникой. Уже в конце занятия Лена сказала, что ей было сложно на площадке после этой ситуации.
Я тут опускаю все детали в поддержку того, как я увидел ситуацию, как ее увидела Лена, как ее увидели другие. Все люди стараются поступать правильно - насколько они это понимают. Видимо, я стремился сохранить цельность занятия, опасался, что еще чуть-чуть и Вероника (которая сидит в сторонке в роли девочки-эмо), вообще, уйдет, хлопнув дверью (что будет плохо для атмосферы занятия). Лена, как я сейчас понимаю, не хотела прессовать Веронику, а просто озвучила (в какой-то конкретной форме - жизнерадосто, весело, может, чуть иронично) следующий логический шаг - раз все сидят по краям площадки, а Вероника нет - то ей и выходить в центр. И потому Лена мои слова восприняла, как несправедливые и переживала ("Я с лучшими побуждениями - а мне...") пока они с Вовой не пришли к выводу-пониманию, что я таким образом, типа, "защищал свое лидерство".
Ответственность
Ну, я, когда сам думал об этом, то формулировал это иначе - "переживал за занятие, удерживал его цельность", но можно, наверное, сказать и так. Там позже был еще фрагмент, когда я снова делал Лене замечание - тоже, можно в этом увидеть "подавление лидера-конкурента", но для меня это было вот что: я что-то создаю, сосредотачиваюсь на этом... Возникают дополнительные раздражители, моего внимания не хватает на то, чтобы обработать эту инф. и я пытаюсь ее просто подавить - замечанием Лене... Ей, конечно, обидно, но для того, чтобы не разрушить занятие, она не выражает эту обиду. В общем-то, даже жертвенный подход, ответственный.
Сегодня утром я позвонил Лене, и мы пообщались об этом. Задним умом я сообразил, что круто было бы разрешить всю эту ситуацию на площадке. Можно было в форме наката - когда участники театрально обмениваются гипертрофированными претензиями. И к этому добавить еще и взаимодействие на площадке с выражениями своих живых эмоций, подключить к этому и Веронику. И закончить как-то красиво... Тогда бы мы использовали на раскрутку потока занятия энергию своих эмоций, взаимоотношений... Заодно, и помирились бы сразу, и поняли бы друг друга.
Хм... возможно.
Продолжение - в сл. сообщении.