год: 1972, 1974, 1990
страна: USA
жанр: crime, drama
режиссер: Francis Ford Coppola
в ролях: Marlon Brando, Al Pacino, Robert De Niro, Robert Duvall, Talia Shire, Diane Keaton, Andy Garcia, James Caan, John Cazale, Sofia Coppola
композитор: Nino Rota, Carmine Coppola
IMDb Rating: 9.1/10, 9.0/10, 7.5/10
Нельзя ненавидеть врагов. Месть должна быть холодной. (Майкл Корлеоне)
Трилогия Крестный Отец занимает особое место в истории мирового кинематографа. Фрэнсис Форд Коппола создал каноническую криминальную сагу, ставшую образцом, эталонной мерой, сравнения с которой трудно выдержать и по сей день. Роман, который стал литературной основой для фильма, написал Марио Пьюзо. Сам Пьюзо никогда в мафии не состоял и черпал знания для книги исключительно из литературных источников. И тем не менее, именно труд Пьюзо заинтересовал продюсеров компаниии Парамаунт, которая купила права на экранизацию книги еще задолго до ее опубликования.
Если проводить параллели, то для криминального жанра Крестный Отец стал чем-то вроде спилберговского Индианы Джонса, в котором были заложены практически все приемы, которыми пользуется любой современный режиссер, задумавший снять что-нибудь приключенческое. Конечно же, это не значит, что начавшись на Индиане Джонсе, приключенческий жанр должен был на нем и закончиться. Но переплюнуть эту теперь уже квадралогию представляется делом невозможным. По той же простой причине, по которой сын не может перерасти своего отца. Все то же самое справедливо и в отношении трилогии Копполы. Крестный Отец может нравится, может не нравится, но отрицать его революционное влияние на криминальный жанр, да и на развитие кинематорафа вцелом дело совершенно бессмысленное.
Первый фильм саги повествует о войне пяти мафиозных кланов Нью-Йорка в 50-х годах двадцатого столетия. Дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо) - глава одной из итало-американских семей, которая ведет дела по старинке, в соответствии с традициями, сложившимся еще в начале 20-го века, когда тысячи итальянских эмигрантов приехали, чтобы начать новую жизнь в Соединенных Штатах. Со временем, к главам других нью-йоркских семей приходит понимание того, что для дальнеййшего развития необходимо осваивать новый, прибыльный и, вместе с тем, более опасный, чем азартные игры и тотализатор, бизнес. Торговлю наркотиками. Для этого они решают заручиться поддержкой дона Карлеоне, который имеет влиятельных друзей в политической сфере. Однако, Крестный Отец отказывается поддержать наркобизнес, чем провоцирует кровопролитную войну, направленную на искоренение семьи Корлеоне. И тогда младший сын дона Вито Майкл (Аль Пачино) нарушает данное себе обещание не связываться с криминальным бизнесом и берется отомстить за покушение на отца. Так начинается долгий и трудный путь Майкла Корлеоне к вершине преступного мира. Путь, который вознесет его до небес в глазах врагов и уничтожит в глазах собственных.
Во втором фильме повествование раздваивается, приобретая еще больший масштаб, чем в картине 72-го года. История молодого Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро), который только начинает осваиваться в Нью-Йорке, переплетается с историей Майкла, который после смерти отца приобретает большую власть и авторитет в качестве нового главы мафиозного клана. Однако криминальный мир не хочет признавать новых авторитетов. Продажный сенатор Гири пытается выбить Майкла из игорного бизнеса, а пожилой гангстер Хайман Рот, с которым Майкл намерен начать в Гаване гостиничный бизнес, ведет свою игру. Грядет время, когда Майклу предстоит призвать все свои силы, чтобы сберечь себя от гибели, сохранить бизнес и благополучие семьи, которое становится хрупким, как никогда ранее.
Третья, и заключительная, часть трилогии знакомит нас с событиями, которые произошли спустя 20 лет после трагического финала второго фильма. Майкл Корлеоне всеми силами пытается направить бизнес в легальное русло, но прошлое заставлет его вернуться к старым методам ведения дел. Майклу становится все трудней оберегать семью. Он противится желанию своей дочери Марии (София Коппола) связать жизнь с молодым и амбициозным Винсентом Манчини (Энди Гарсиа), который пытается заслужить доверие дона Корлеоне и посвятить жизнь криминальному бизнесу. Майкл понимает, что уже скоро придется сполна заплатить за все грехи, но расплачиваться придется не только ему, но и всей его семье. Весь третий фильм пронизан трагическим ожиданием развязки, которая расставит все по местам и подведет итог одной из самых грандиозных из когда-либо рассказанных историй.
Очень трудно отзываться о такой нетленной классике, как Крестный Отец, и не фонтанировать обилием эпитетов в стороны режиссера, актеров и всех тех, кто так или иначе причастен к созданию этого шедевра. Особо сильное впечатление производит просмотр хроник, в которых запечатлены совсем молодые и еще необремененные славой Аль Пачино и Роберт Де Ниро, проходящие пробы на роли в фильме. Сейчас даже думать неловко, что полюбвшихся всем персонажей могли сыграть совершенно другие актеры. Это сейчас Крестный Отец - всеми признанный шедевр, а тогда, в в 72-ом году, положение вещей было очень шатким, и мало кто верил в успех, называя затею с экранизацией романа Марио Пьюзо ничем иным, как авантюрой. Во многом, своим успехом фильм обязан Копполе, который от перовго до последнего момента верил в свое детище несмотря на то, что не слышал слов поддержки ни от кого кроме собственной жены. Благодаря Копполе мы увидели Марлона Брандо в роли Вито Корлеоне. Студия отчаянно сопротивлялась выбору режиссера, но когда Брандо пришел на пробы и прямо там намазал волосы обувным кремом, запихал за шеки несколько бумажных салфеток и сказал в таком виде пару реплик, все сомнения насчет его кандидатуры отпали. На роль Сантино Корлеоне изначально планировался Роберт Де Ниро, но после проб Коппола понял, что для этой роли больше подходит Джеймс Каан. Но Де Ниро не остался без работы, блестяще сыграв молодого Вито Корлеоне во второй части саги, получив Оскар за эту роль. Вобщем и целом первые две части Крестного Отца получили 9 оскаров, в том числе в номинациях "лучший фильм" (1970, 1974). Жаль только, что никак не отметили прекраснейшей красоты саундтрек, который сочинил Нино Рота. Вряд ли сейчас найдется человек, который не слышал главную музыкальную тему Крестного Отца. Рота очень талантливый композитор, а саундтрек ко второй части ни капли не уступает по мощи и красоте музыке из первого фильма.
Крестного Отца нужно посмотреть каждому человеку, причем вне зависимости от степени влюбленности в кино, как таковое. Это необходимо сделать хотя бы потому, что на деле данная трилогия является настоящей энциклопедией, в которой нашлось место всему, что переживает в своей жизни человек.