год: 2010
страна: USA
жанр: drama, thriller
режиссер: Darren Aronofsky
в ролях: Natalie Portman, Mila Kunis, Vincent Cassel, Barbara Hershey, Winona Ryder
композитор: Clint Mansell
IMDb Rating: 8.7/10
Искусство требует жертв.
Одним из достоинств Черного лебедя является то, что он не нуждается ни в расшифровках, ни в каких быто ни было разъяснениях для лучшего понимания сути, а смотрится залпом, буквально на одном дыхании с желанием повторить просмотр сразу после того, как по экрану пробегут финальные титры. Труд искушенных киноведов, по обыкновению заключающийся в скрупулезном анализе выразительных средств, проведении параллелей с предыдущими работами режиссера и рассуждениях о месте картины в истории мировой кинематографии, в случае с новой работой Аронофски может оказаться невостребованым. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы выделить потрясающую самоотдачу исполнительницы главной роли (Натали Портман), попутно объявив ее чуть ли ни единственным достоинством картины, тут же обвинить Аронофски в бесчестных манипуляциях со зрителем ради достижения дешевых эффектов и посетовать на слабое раскрытие характеров действующих лиц.
Все эти недостатки весьма относительны, а потому легко опровергаемы. Плюс к этому желание придираться меркнет перед незаурядными способностями постановщика, сумевшего создать напряженную атмосферу полубезумия (эротики и саспенса) на искуссно размытой границе между фантазией и реальностью. Ценно также и то, что картина представляет собой не просто набор хитровыдуманных трюков, уводящих балерину-перфекционистку, а заодно и зрителя в сторону от рационального восприятия действительности, но также законченное и весьма емкое киновысказывание на тему сложных взаимоотношений произведения искусства и творца. Остается только надеяться, что в свете будущих проектов Аронофски, среди которых в том числе значатся и Робокоп с Росомахой, этот фильм все же не станет лебединой песней одного из немногих современных кинорежиссеров, снимающих для зрителя, который не еще утратил желания и способности удивляться.