год: 1992
страна: Netherlands
жанр: comedy, drama
режиссер: Alex van Warmerdam
в ролях: Alex van Warmerdam, Jack Wouterse, Annet Malherbe, Rudolf Lucieer, Loes Wouterson, Leonard Lucieer, Henri Garcin
композитор: Vincent van Warmerdam
IMDb Rating: 7.6/10
Второй фильм Алекса ван Вармердама (впрочем как и первый) находится далеко за гранью добра и зла. Не понятно, кем нужно быть и как мыслить, чтобы сотворить сие кинополотно. Северяне - это безжалостная хроника жизни небольшого коттеджного городка, в котором проживают несколько внешне благополучных семей. Когда знакомство с каждой из семей можно будет считать состоявшимся, придет понимание того, что весь городок можно смело сравнить с палатой для душевнобольных, где временами очень остро попахивает шизофренией.
Ван Вармердам здесь выступает в роли Зигмунда Фрейда от кинематографа, так как большинство проблем и неурядиц жителей поселка так или иначе разрастается на сексуальной почве. Так например, пузатому мяснику упорно не дает собственная жена. Сам того не желая, постоянными попытками добиться желаемого он доводит жену до крайнего состояния, после чего она "принимает мученический венец", а весь городок начинает сходиться к ней на поклонение (примечательно, что "святую" жену мясника играет та же самая актриса, которая в предыдущем фильма ван Вармердама исполняла роль стриптизерши). Ну а мясник, осознав, что теперь ему точно ничего не светит, вначале пытается как-то держаться, но потом все дело заканчивается попыткой изнасилования коллеги по работе, причем на глазах у собственного сына. Одним словом, безумие. И это только один из примеров того, как "весело" обитатели городка проводят время. Сам же ван Вармердам здесь играет почтальона, который не может противиться желанию прочитать чужие письма до того, как доставит их по адресам. Таким образом он оказывается в курсе всего, что творится на его участке. Этот самый почтальон становится бельмом на глазу у одного из жителей, который очень нервничает из-за положительного анализа на стерильность и пытается найти выход агрессии, разгуливая по ближайшему лесу с ружьем наперевес (в поисках почтальона).
Из выше сказанного уже должно стать понятно, что с сюжетом в фильме все крайне сложно и что описывать его - занятие не из благодарных. А ведь даже не были упомянуты миссионеры, приехавшие в город с выставкой, главный экспонат которой - живой негр французской национальности. Кроме того, очень сложно охарактеризовать это кино по жанровой принадлежности. Потому что это одновременно и философская притча, и социальная драма, и гомерически смешная комедия, которая временами пугает реалистичностью позаимствованных из непридуманной жизни ситуаций. И без того идиотическую атмосферу картины органично дополняют постоянно транслируемые по радио репортажи о премьер-министре Конго Патрисе Лумумбе (почему о нем? - вопрос не из легких), а также заунывная скрипка, которая пилит по нервам и мозгам всякий раз, когда нужно подчеркнуть состояние безысходности на экране. Сложно рассуждать об этом фильме, но в том, что он гениален, нет никаких сомнений. Ван Вармердам - это феномен, в картинах которого трудно разобраться, но от того они становятся еще более притягательными.