год: 1953
страна: Italy, France
жанр: drama
режиссер: Federico Fellini
в ролях: Franco Interlenghi, Alberto Sordi, Franco Fabrizi, Leopoldo Trieste, Riccardo Fellini, Leonora Ruffo, Jean Brochard
композитор: Nino Rota
IMDb Rating: 8.0/10
Первый по-настоящему большой успех Федерико Феллини. Маменькины сынки в 1953 году были удостоены Серебряного льва на Венецианском кинофестивале. В фильме идет речь о пятерых великовозрастных бездельниках, друзьях детства, а ныне 30-летних оболтусах, не имеющих ни гроша за душой, живущих за счет родителей, братьев, сестер и проводящих при этом дни в праздных разговорах о женщинах, деньгах и будущей счастливой жизни. Разговоры так и остаются разговорами, в то время, как часы неумолимо отсчитывают время. Ребята красивы, молоды, с неплохим чувством юмора и лихо подвешенными языками. Кажется, что весь мир лежит у их ног. Но они предпочитают лишь пользоваться его дарами, ничего не отдавая взамен. Вопросы, которые затрагивает в этом фильме Феллини, никогда не перестанут быть актуальными. А в наше время они стоят особенно остро. В лице главных героев режиссер говорит о проблеме потерянного поколения. Не всего поколения, лишь его части, которая однако имеет тенденцию к увеличению и полному поглощению целого.
В фильме есть символичная сцена, в которой два друга пытаются продать украденную в антикварной лавке позолоченную статую ангела. Достаточно прозрачная метафора, но по мнению Феллини - еще не диагноз. Один из героев все-таки находит силы вырваться из родного гнезда, уехать от друзей, с которыми не осталось ничего общего. Ведь сказать "нет" самому себе - это тоже поступок. Пусть и маленький, но подвиг, первый шаг на пути к новой жизни, которую еще не поздно начать сначала. Трагичных моментов в Маменькиных сынках гораздо больше, чем в предыдущих фильмах Феллини. Видно, как растет масштаб мыслей режиссера, расширяется спектр интересующих его проблем. Темы дружбы, любви, внутрисемейных отношений, самоопределения и ответственности за свои поступки - все это есть в Маменькиных сынках. Но при всей многоплановости сюжета Феллини не теряет чувства меры и легкости повествования. Наверно, в этом и есть талант великого режиссера. В своих фильмах он не усложнял жизнь и не строил искусственных конструкций. Лишь ставил напротив зрителя зеркало, повзоляя ему самому видеть в себе все то хорошее и плохое, что скрыто под пеленой личных переживаний. Но даже о самых сложных, иногда грустных и даже трагичных вещах Феллини рассказывал очень живым и понятным каждому языком, не упустив возможность подметить комичное там, где его наличие совсем не очевидно.