год: 2007
страна: USA
жанр: crime, drama, romance
режиссер: Thomas McCarthy
в ролях: Richard Jenkins, Haaz Sleiman, Danai Jekesai Gurira, Hiam Abbass, Richard Kind
композитор: Jan A.P. Kaczmarek
IMDb Rating: 7.9/10
Маленькие трагедии.
Профессор Уолтер Уэйл (Ричард Дженкинс) уже двадцать лет ведет в колледже Коннектикута курс по экономике. Уолтер одинок. С тех пор, как стал вдовцом, совсем потерял интерес к жизни. Супруга Уолтера была профессиональной пианисткой, и теперь он сам берет уроки игры на пианино, чтобы не потерять единственное, что у осталось - воспоминания о жене. Однажды Уолтера отправляют на конференцию в Нью-Йорк, чтобы представить общественности статью, в соавторах которой он числился, но в написании труда участия не принимал. Ирония судьбы - не иначе. Как и то, что по приезде в Нью-Йорк Уолтер обнаруживает в своей квартире двух нелегальных эмигрантов - сирийца Тарека и девушку Зайнаб из Сенегала. Проявив сочувствие, он позволяет незванным гостям остаться в квартире до тех пор, пока те не найдут другое жилье. Тарек зарабатывает игрой на африканском барабане, ритмичные звуки которого привлекают Уолтера и возбуждают желание научиться играть на иноземном инструменте самому. Музыка постепенно сближает двух разных людей, оказавшихся волей судьбы зависимыми друг от друга. Один в материальном, другой в эмоциональном плане. Отстукивая по барабану в такт собственному сердцу, Уолтер понимает, что жизненная искра еще не угасла в его почти потухшем от одиночества и жизненной рутины сердце. Желание помогать, быть сопричастным к судьбам тех, кто нуждается, не теряется в Уолтере и тогда, когда Тарека арестовывает полиция, и участь быть департированным на родину становится для сирийца реальной, как никогда. Ни Тарек, ни Зайнаб, ни мать Тарека, которая приехала из Сирии, когда узнала, что ее сын за решеткой, и подумать не могли, что их поддержкой и опорой станет скромный профессор, которому не хватает простого человеческого общения.
Прелесть фильма в том, что в нем не говорится прямым тексом: "Любите эмигрантов. Они такие же люди, как и вы". Посыл в фильме более простой, чем может показаться: "Любите людей". Потеряв жену, Уолтер хоть и замкнулся в себе, но время от времени все-таки выглядывал из своей раковины, чтобы оглядеться в поисках того, ради чего стоит вернуться к жизни. И судьба вознаградила его за это, предоставив шанс реанимировать очерствевшее сердце. Уже потом начинает казаться, что Уолтер помогает этим несчастным эмигрантам не только ради себя, ради своей совести, но просто потому, что так правильно. Он им помог потому, что оказался способен сопереживать, ставить себя на место другого человека. Этого умения так недостает в современном обществе. Томас МакКарти очень умело выстраивает свое многослойное повествование, в котором драма одно человека накалдывается на драму другого, а вместе им пережить свое горе гораздо легче, чем порознь.Фильм ценен тем, что в нем не делается далеко идущих выводов в духе "казнить, нельзя помиловать", ну или наоборот. И даже несмотря на то, что эмигранты в фильме показаны исключительно хорошими людьми, логичного в таких случаях хэппи энда тоже не следует. Финал у картины достаточно размытый. Тем самым еще раз подчеркивается сложность, неоднозначность, комплексность задаваемых режиссером вопросов. Человек есть нечто большее, чем набор сведений о нем. В современных условиях одному человеку трудно что-то противопоставить системе. Единственное, что смог придумать герой Ричарда Дженкинса, - пойти и начать играть на африканском барабане посреди нью-йоркского метро. Может быть глядя на него люди задумаются, что косность мышления для человечества отнюдь не окончательный диагноз, а временное состояние. По крайней мере, хочется на это надеяться. Заслуженная номинация Ричарада Дженкинса на Оскар-2008 в категории "Лучшая мужская роль".