Впусти меня [Låt den rätte komma in]

Feb 02, 2009 13:38



год: 2008
страна: Sweden
жанр: drama, horror, romance, thriller
режиссер: Tomas Alfredson
в ролях: Kåre Hedebrant, Lina Leandersson
композитор: Johan Söderqvist
IMDb Rating: 8.2/10

Остаться - значит умереть.

Никогда не мог понять, что находят люди в фильмах о вампирах. Чересчур искусственная эстетика, несвойственные человеку переживания, невесть откуда взявшиеся аристократические манеры, давящая атмосфера мрака, подчеркиваемая тревожной музыкой. Все это определенно не мое. И я бы не сказал, что эта скромная шведская картина заставила меня полюбить фильмы о вампирах, нет. Она заставила меня еще больше полюбить просто - фильмы. Хорошие фильмы. Ибо кино - это настоящее волшебство. Иначе как объяснить то, что фильм об отношениях одинокого мальчика и девочки-вампира так тронул меня? Впусти меня как раз и цепляет тем, что не использует навязшие на зубах "вампирские" штампы, а в конечном счете картина оказывается вовсе не о вампирах, а об одиночестве, дружбе, любви и самопожертвовании - в этом ее прелесть и очарование. По большому счету, этот фильм можно сравнить с нолановскими экспериментами по внедрению реализма в насквозь фантастический мир комиксов. Только Томас Альфредсон пошел еще дальше, сняв свой фильм в духе эстонской остросоциальной драмы Класс.

Фильм рассказывает о мальчике Оскаре (Каре Хедебрант), соседкой которого становится черноволосая двенадцатилетняя девочка Эли (Лина Леандерссон). Они очень разные. Оскар - тихий, немного закомплексованный школьник, подвергающийся издевательствам со стороны сверстников, а Эли - вампир в теле девочки с длинными черными волосами и большими, как блюдца, глазами. Слово за слово, встреча за встерчей. И дальше поисходит то, что называется "встретились два одиночества". Между Эли и Оскаром возникает некое взаимное чувство (дружба тире любовь), которое помогло Оскару осознать свою значимость в этом мире, а Эли - найти верного спутника. То, как снят фильм, заслуживает отдельного разговора. Это настоящее европейское кино. В Америке (американцы планируют снять римейк фильма) так никогда не снимут в силу совершенно другого образа мышления и жизненного уклада. Пригород Стокгольма в фильме показан очень буднично и обыденно. Жители - апатичные, малоэмоциональные и, в большинстве своем, одинокие люди. В такой атмосфере даже убийства воспринимаются как-то буднично и спокойно, а людей, которые стали жертвами Эли, почти не жалко. Для них умереть от клыков вампира кажется лучшей альтернативой, чем спиться от опустошающего одиночества и бесцельности существования.

Фильм очень спокойный, неторопливый, очень простой и на удивление реалистичный. И эта реалистичность, замешанная на тотальном одиночестве всех и вся, пугает сильнее, чем самый страшный живущий по соседству вампир. Томас Альфредсон наглядно показывает, насколько малую роль в создании атмосферы играет бюджет картины. Минимум спецэффектов, пристальное внимание к деталям и оригинальные находки по части визуализации авторских задумок делают этот фильм настоящим произведением искусства. В фильме больше пугает как раз то, чего не показывают, или показывают так, что трудно разглядеть, а это признак талантливого режиссера. Альфредсон сосредотачивает внимание зрителя на взглядах и жестах героев, а разговоров в филмье настолько мало, что кажется, будто смотришь немое кино. Недаром Оскар и Эли пытаются общаться друг с другом через стенку при помощи азбуки Морзе. Паузы между корокими звуками ударов морзянки могут сказать гораздо больше, чем тысячи и тысячи выброшенных на ветер слов. Фильм местами очень красивый. Чего только стоит потряающая сцена в бассейне ближе к финалу картины. Такой красоты, замешанной на страхе неизвестности я еще ни в одном мистическом фильме не видел. В довершение ко всему сказанному, в фильме звучит очень красивая музыка. Она идеально заполняет паузы, делая и без того прекрасный фильм о чувствах еще более тонким и пронзительным.


Previous post Next post
Up