Слепота [Blindness]

Jan 09, 2009 23:25



год: 2008
страна: Canada, Brazil, Japan
жанр: drama, mystery, romance, thriller
режиссер: Fernando Meirelles
в ролях: Julianne Moore, Mark Ruffalo, Alice Braga, Yusuke Iseya, Yoshino Kimura, Don McKellar, Maury Chaykin, Danny Glover, Gael García Bernal
композитор: Marco Antônio Guimarães
IMDb Rating: 7.1/10

В царстве слепых и одноглазый - король.

От Фернанду Мейреллиша волей-неволей ожидаешь чего-то экстраординарного. Достаточно вспомнить Город Бога и Преданного садовника, чтобы подготовить себя к просмотру умного и красивого фильма. На этот раз Мейреллиш рассказывает филососфскую притчу, в которой рисует город, пораженный эпидемией слепоты. Слепота распространяется стихийно, не щадит ни стариков, ни детей, заставляя жителей мегаполиса беспомощно шарить руками во внезапно окружившей их пустоте. Поскольку слепота передается от человека к человеку, всех зараженных в спешном порядке изолируют в стенах местной клиники и приставляют к ним военных с приказом стрелять при любой попытке слепых выбраться за пределы охраняемой территории. Среди зараженных оказывается и героиня Джулианны Мур, которая добровольно включила себя в список заболевших, чтобы быть поближе к ослепшему мужу (Марк Руффало). Волей судьбы она оказывается единственной зрячей среди сотен слепых людей. Более того, загадочный вирус на героиню Джулианны Мур не действует. Видимо, Господь оставил ее в качестве единственного наблюдателя, который должен увидеть весь ужас развернувшихся событий, чтобы затем поведать людям о масштабах случившейся с ними трагедии. Большую часть экранного времени Мейреллиш уделяет рассмотрению общества, сформировавшегося среди ослепших "пациентов" клиники. В этом новом обществе появляются свои лидеры, противостояние которых приводит к расколу среди слепых на два лагеря. В стенах больницы начинается настоящая война за выживание.

Стоит одать должное режиссеру, погружение в атмосферу всеобщего хаоса и разложения получается стопроцентным. Перед глазами зрителя вырисовывывается форменное чистилище. Причем реалистичность бросается в глаза настолько, что все сюжетные условности, к которым можно было бы придраться в фильмах уровня шьямалановского Явления, отступают на второй план. Плюсов фильму добавляют прекрасные актерские работы. Особенно радуют Марк Руффало и Джулианна Мур, которые всегда выкладываются по полной, а тут, кажется, отдались делу на все стодвадцать процентов. Отдельное спасибо декораторам, чьими стараниями у зрителя создается ощущение полного присутствия. Засранность города и творящеесся вокруг безумие, когда герои ближе к финалу выбираются из клиники на свет божий, производит впечатление посильнее, чем в 28 дней спустя и Я - легенда. И это без единого спецэффекта. Да и слепые люди, рыскающие по городу в поисках пищи, пугают почище самого старашного зомби. Очень оригинальна в фильме работа оператора. Помимо нетвердо стоящей на ногах камеры и обилия крупных планов, он очень интересно играет с расфокусировкой, заставляя зрителя пристально вглядываться в предметы, а еще запоминаются плавные, словно во сне, переходы между сценами - через заливку кадра светом и последующее проступание сквозь молочную белизну неясных очертаний следующего эпизода.

Конечно, идея у фильма не такая уж и новая. Однако реализация задумок достойна аплодисментов. Главную задачу - заставить зрителя думать и сопереживать - Мейреллиш выполнил более, чем успешно. Картина, честно говоря, тяжелая. И нужно приложить некоторые усилия, чтобы высидеть ее до конца. Тех же, кто не побоится немного потрудиться при просмотре, принимая необычную форму подачи материала, ждет приятный сюрприз в виде хороших впечатлений от оригинального фильма с красивой картинкой и глубоким смыслом. Затем останется только самим для себя ответить на вопрос: люди ослепли после того, как заразились неизвестным вирусом, или потеряли способность видеть задолго до того, как начала распространяться эпидемия?


Previous post Next post
Up