год: 1990
страна: Italy
жанр: drama
режиссер: Giuseppe Tornatore
в ролях: Marcello Mastroianni, Michèle Morgan, Valeria Cavalli, Marino Cenna, Norma Martelli, Roberto Nobile, Antonella Attili, Nicola Di Pinto, Salvatore Cascio
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 7.5/10
Маттео Скуро (Марчелло Мастрояни) - 70-летний вдовец и отец пятерых детей. Дети давно выросли и разъехались по всей Италии, но один раз в год, летом, они всегда приезжали, чтобы навестить отца. Однажды они не приехали, и Маттео решил отправиться в путешествие, чтобы самому навестить детей. Маттео очень жизнерадостный для своего возраста человек. Больше всего в жизни он гордится тем, что дети его выросли хорошими людьми, состоялись как личности и нашли себя в этом мире. Но все, что Маттео рассказывает попутчикам о своих детях, он знает из того, что сами дети рассказывали ему. А рассказывали они по большей части то, что хотел слышать их папа. Меньше всего они хотели расстраивать пристарелого отца тем, что жизнь его детей далека от тех радужных представлений, которые он создал в своем воображении.
Эта немного фанатасмагоричная история - еще одно подтверждение того, что итальянцы, как никто другой, умели снимать трагикомедии. И хочется верить, что они когда-нибудь снова научатся это делать. Весь фильм Джузеппе Торнаторе балансирует на грани между смешным и грустным под прекрасную музыку Эннио Морриконе (маэстро даже сыграл эпизодическую роль дирижера оркестра в том фильме). И, конечно же, огромная заслуга в том, что фильм получился таким трогательным, легким и глубоким по смыслу, принадлежит Марчелло Мастрояни и его слегка похожему на Айболита герою по имени Маттео. Огромной оптической силы линзы, которые он носит, сделали его глаза похожими на два блюдца. И создается ощущение, что в глазах Маттео отражается его добрая, искренняя душа. Сам будучи ребенком и повзрослев, он не утратил детского восприятия мира и ощущения того, что все в его жизни будет хорошо. Он стрался жить с этой уверенностью и хотел, чтобы дети не повторяли его ошибок, прожив свои жизни счастливо.
Но, наверно, так заложено в устройстве мира, что сначала отцы, потом дети, а затем и внуки так или иначе все равно будут наступать на одни и те же грабли, проходя раз за разом один и тот же круг - от рождения к смерти. И скорее всего, счастье уготовано для тех, кто поймет этот закон раньше других. И Маттео, как кажется, приходит к этому выводу. На протяжении всего фильма он несколько раз говорит о том, что у его детей все хорошо. Вначале это лишь заблужение, так как он много не знал. Затем, во время путешествия и знакомства с той жизнью, которой в действительности живут его дети, во фразе "все будет хорошо" чувствуется желание убедить себя в том, чего на самом деле нет. Но в финале фильма, когда Маттео у могилы жены говорит, что с детьми все в порядке, - это уже не самовнушение, а твердая уверенность. Уверенность основанная на том, что дети выросли достойными людьми, которым под силу не мечтать о лучшей жизни, а жить ею.
Очень интересно, что по прошествии 20 лет с момента выхода картины американские кинематографисты решили устроить аттракцион неслыханной щедрости и переснять фильм Джузеппе Торнаторе. Премьера намечена на 2009 год, а в главной роли - Роберт Де Ниро. Если отбросить в сторону пресловутый вопрос "зачем?", то будет очень любопытно взглянуть на это детище, рожденное в пору голливудского кризиса идей.